Пока законодатели рассуждают, нужно ли помечать созданный искусственным интеллектом контент и как это делать, эксперты в сфере новых технологий уверяют, что помечать уже совсем скоро придется материалы, которые произвел человек. И даже проблема дипфейков останется в прошлом, поскольку разоблачать их будут… сами нейросети, которые невероятно быстро обучаются. Но есть и не очень хорошая новость: русскоязычного ИИ-контента во всем мире — меньше одного процента. Какими будут СМИ и соцсети ближайшего будущего, говорили на сессии Петербургского международного экономического форума 19 июня.
На чьей стороне ИИ
Генеративные модели ИИ, те самые нейросети, заменили тем, кто ими пользуется, привычные поисковики. В считаные секунды алгоритмы находят и структурируют информацию по любой теме и в любом объеме. Естественно, этот навык поставили себе на службу редакции по всему миру. Китайская объединенная медиагруппа выпускает в сутки около восьмисот информационных сообщений, которые пишут люди. И четыре тысячи заметок о текущих событиях, сгенерированных ИИ. Баланс постоянно смещается в сторону нейросетей, рассказал на тематической сессии ПМЭФ-2025 технический директор корпорации Чжоу Е.
Отечественные СМИ пока в роли догоняющих, но и наши информагентства создают тексты и другой контент, собирают аналитику с помощью искусственного интеллекта. Но обязательно рядом присутствуют люди — группа проверки, сообщил замгендиректора медиагруппы «Россия сегодня» Александр Яковенко. Ведь нейросети способны привлекать внимание к одним фактам и умалчивать о других. Зависит от того, кто и как их научил, то есть запрограммировал.
Подавляющая часть контента, на котором сегодня учится ИИ, около 85 процентов, — англоязычный. На русский язык приходится меньше одного процента, привел статистику гендиректор Института искусственного интеллекта AIRI Иван Оселедец. Отсюда и странные ответы нейросетей на политические вопросы. По оценкам исследователей, модели ИИ в 70 процентах выбирают точку зрения США.
Что делать? Увеличивать количество достоверных источников. «Но кто должен быть заказчиком этого? — рассуждал Оселец. — Редакции, даже самые крупные, этого сделать не смогут. Нужны усилия государства в интеграции с медиа».
Дипфейки находят сами себя
То, что ИИ способен создавать убедительные фальшивые новости, видео и аудио, — сегодня уже не новость. Примеров масса: поддельные обращения политиков, «доказательства» несуществующих событий. Законодательство, во всяком случае российское, пока ничего этому не противопоставляет, отметил первый зампред Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. А пора бы. Правильным, с точки зрения сенатора, было бы требовать обязательную цифровую маркировку всего ИИ-контента и внедрить инструменты верификации в реальном времени. Немаркированный контент следует блокировать.
Но даже в Китае, где генеративные модели имеют огромную популярность, только в прошлом году внесли законопроект об их регулировании. Он обязывает медиа гарантировать достоверность ИИ-новостей, вводит идентификацию контента.
Еще одно предложение Артема Шейкина — создать центры мониторинга дипфейков при регуляторах, например при Роскомнадзоре, которые бы работали в координации с цифровыми платформами и СМИ.
«При этом я считаю, что не стоит демонизировать технологии, — заключил сенатор. — ИИ может автоматически выявлять фейки, анализируя стилистику и источники, обеспечивать доступность контента, то есть его перевод и адаптацию для людей с ограниченными возможностями, наконец, освободить журналистов от рутины, дав им время и возможности для глубоких расследований».
Штучный товар
В ходе дискуссии неоднократно звучал тезис, что ИИ не заменит журналиста, потому что как минимум ответственность за слова и нарративы будет нести человек, а не машина. Так говорили в основном представители медиа.
А гендиректор агентства «Социальные сети» Денис Терехов смело предположил, что уже через два-три года в редакциях не останется современных отделов политики, экономики, культуры и спорта. Их заменят отделы кожаных и кремниевых. «Первые — это те самые золотые перья, которые будут писать не потому, что нужно, а потому, что хочется, — объяснял свою позицию Терехов. — Тексты, написанные человеком, будут помечаться, как сегодня помечаются продукты без ГМО. Редакция будущего — это там, где люди получают удовольствие от журналистики. А информирование и донесение смыслов останется за железными, или кремниевыми».
И последнее. Количество оригинального контента в соцсетях, по оценкам исследователей, — меньше одного процента. И даже в официальных СМИ 80 процентов контента — не оригинальные. Нейросеть запросто может написать репортаж с любого события, а если ей показать картинки, то сделает полноценный сюжет. И нет, журналистике не грозит скорое вымирание, пришли к выводу участники дискуссии. Скорее наоборот, хорошие тексты будут цениться выше, потому что тех, кто способен их создавать, благодаря все тем же нейросетям становится все меньше.