Атомные подлодки с реакторами «Ритм-200» будут транспортировать 180 тыс. м3 газа

8 часов назад 1

Россия готовит ядерные подводные лодки для перевозки газа по Северному морскому пути — ускорение и безопасность транспортировки СПГ в Арктике

Россия готовит ядерные подводные лодки для перевозки газа по Северному морскому пути — ускорение и безопасность транспортировки СПГ в АрктикеИсточник: 1971yes

Россия планирует перевозить газ по Северному морскому пути с помощью подводных лодок на ядерной тяге. Эти суда смогут работать в арктических условиях круглогодично и во много раз ускорят транспортировку топлива. Инженеры планируют использовать подлодки с газовыми цистернами и ядерными реакторами, что позволит обеспечить высокую скорость и надежность доставки.

Новые газовозы под водой оснастят тремя реакторами Rhythm-200, каждый из которых будет приводить в движение электродвигатель мощностью 30 МВт. Благодаря этому скорость судна достигнет примерно 17 узлов, что почти в полтора раза быстрее существующих перевозок по Северному морскому пути. В итоге время рейса уменьшится с 20 до 12 суток.

На пути к реализации стоят важные задачи

На пути к реализации стоят важные задачиИсточник: Recraft

Длина таких подлодок — примерно 360 м, ширина — около 70 м, осадка — от 12 до 14 м. Они смогут перевозить около 170−180 тыс. м³ СПГ, что сопоставимо с современными надводными газовозами класса Arc7. Корпус имеет обтекаемую форму и усиленную верхнюю часть, адаптированную для подледного хода без разрушения льда — он «сминает» лишь выступающие фрагменты. Для хранения СПГ применяются мембранные танки, позволяющие оптимально использовать внутренний объем судна. Этот реактор водо‑водяной с тепловой мощностью 175 МВт. В корпус входят четыре парогенератора.

Проект разрабатывает Институт Курчатова, который уже представил концепцию таких подводных газовозов. Главная особенность — возможность транспортировки сжиженного природного газа в арктических водах с безопасным обходом ледяных преград. Подлодки будут независимы от ледоколов, поэтому смогут работать в суровых климатических условиях на протяжении всего года.

Разработка ведется Институтом Курчатова и партнерами

Разработка ведется Институтом Курчатова и партнерамиИсточник: Recraft

По мнению разработчиков, такие суда с большими резервуарами для СПГ станут действенной альтернативой традиционным газовозам и даже подводным трубопроводам. С использованием такого флота можно будет нарастить объемы перевозок и улучшить показатели безопасности, поскольку подводная транспортировка снижает риски аварий и повреждений, присущие наземным и поверхностным системам.

Несмотря на позитивные заявления российских властей, эксперты высказывают сомнения в осуществимости проекта. Основные проблемы связаны с технологическими возможностями отечественного машиностроения — сложность в разработке и производстве ядерных установок и подводных систем усугубляется из-за санкций и ограничений. Кроме того, для полноценного применения маршрута необходима серьезная модернизация арктических портов и инфраструктуры, что требует значительных финансовых вложений.

Круглогодичная работа в сложных арктических условиях

Круглогодичная работа в сложных арктических условияхИсточник: Freepik

Северный морской путь уже играет важную роль в перевозке грузов по Арктике. В 2024-м году по нему прошло около 38 млн т грузов, включая крупные объемы транзита. Государство намерено увеличить пропускную способность портовых комплексов на 34 млн т к 2030-му году, чтобы транспортировка проходила более эффективно и конкурентоспособно.

Идея подводной транспортировки газа вызвала интерес у Владимира Путина. Глава государства считает, что проект обладает реальными перспективами. По его словам, изначально он воспринимал инициативу с осторожностью, но теперь ведущие компании, такие как Газпром и Новатэк, видят в ней выгодный и технологичный способ доставки арктического топлива.

Если суда с ядерными реакторами будут введены в эксплуатацию на Северном морском пути, это может существенно изменить схему транспортировки энергоресурсов в регионе. Такой метод позволит России планомерно укреплять свое влияние в Арктике и развивать северные территории, осваивать природные богатства и повышать экономическую стабильность страны, несмотря на суровые климатические условия и политические сложности.

Ранее мы писали о том, что Китай построил уникальные десантные баржи нового поколения.

©  HI-TECH@Mail.Ru

Прочитайте статью целиком