Его захоронение раскопали в древнем городе Кайнуа
Итальянские ученые обнаружили у остатков стены древнего храма захоронение новорожденного или малыша последних недель внутриутробного развития. На костях этого ребенка исследователи разглядели следы, которые говорят о том, что перед захоронением люди срезали с его тела мягкие ткани. Необычный ритуал этрусков описан в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
Человеческие жертвоприношения были неотъемлемой частью в разных культурах по всему миру. По всей видимости, подобные ритуалы проводили и этруски, о чем писали различные греческие и римские авторы. В том числе они отмечали, что в этрусской культуре практиковались жертвоприношения детей. Однако не все исследователи уверены в правдивости этих сведений, предполагая, что инокультурные авторы могли просто наговаривать на своих соседей.
Тем не менее небольшое количество археологических находок говорит в пользу того, что этруски действительно занимались подобными кровавыми ритуалами. Пример такого поведения ранее исследователи обнаружили во время раскопок в Тарквиниях, где раскопали захоронения нескольких младенцев, ребенка и взрослого мужчины, которые предположительно были принесены в жертву. Но в любом случае сложно ответить на вопрос, насколько регулярно проводились такие мероприятия.
Группа ученых во главе с Марией Джованной Белькастро (Maria Giovanna Belcastro) из Болонского университета описала еще один вероятный случай человеческого жертвоприношения у этрусков. Во время раскопок древнего города Кайнуа (предположительно это означает «новый город» — как Новгород и Неаполь), который находится на севере Италии, археологи исследовали остатки храма, посвященного богине Уни — аналога греческой Геры и римской Юноны. Рядом со стеной этого храма, относящегося, по-видимому, к концу VI — началу V века до нашей эры, ученые раскопали детское захоронение. Возможно, оно относится к ритуалу, который проходил перед закладкой храма, что соответствует и радиоуглеродной датировке останков.
Анализ костей скелета показал, что он принадлежал или новорожденному ребенку, или же он умер на последних неделях внутриутробного развития. Никаких признаков того, что у малыша были тяжелые патологии или смертельные травмы, ученые не обнаружили. Но благодаря палеогеномному исследованию они определили, что скелет, по-видимому, принадлежал мальчику, который по своему происхождению вполне мог быть местного происхождения.
Помимо этого, ученые обратили внимание на отметины на длинных костях скелета. По всей видимости, перед захоронением с тела ребенка срезали мягкие ткани (подобного ранее у этрусков не фиксировали), но при этом сам скелет не расчленяли. Сложно ответить на вопрос, была ли сама смерть естественной, извлекли ли плод из матки с помощью акушерской операции, или же новорожденного намеренно убили в рамках ритуала. Тем не менее археологический контекст, где нашли захоронение малыша, говорит в пользу того, что перед нами могут быть свидетельства ритуала жертвоприношения, которое проходило перед строительством культового сооружения.
Человеческие жертвоприношения известны и в древних культурах, существовавших на территории нашей страны. Например, недавно мы рассказывали, как в «царском» кургане сибирских скифов исследователи обнаружили доказательства того, что, возможно, у них был жестокий обряд, о котором в своем труде сообщал Геродот.
У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов
Видимо, эти питекантропы жили около 146–131 тысяч лет
Палеоантропологи впервые описали два фрагмента черепов архаичных людей, которые рабочие подняли со дна моря у берегов острова Ява. Исследователи пришли к выводу, что останки принадлежали поздним эректусам, которые обитали в Сундаланде около 146–131 тысяч лет назад. Об этом ученые пишут в статье, которую опубликовали в журнале Quaternary Environments and Humans.