Ученые выяснили, что существует прямая связь между уровнем социальной активности и интенсивностью использования смартфонов среди этой возрастной группы. Полученные результаты могут оказаться полезными как для разработчиков мобильных приложений, так и для производителей гаджетов, ориентирующихся на старшее поколение.
Согласно прогнозам, к 2036 году доля пожилых людей в России может достичь 27% от общего населения. Это открывает новые горизонты для «серебряной экономики» — рынка товаров и услуг, направленных на потребности старшего поколения. Эксперты считают, что рынок мобильных приложений и устройств по-прежнему недостаточно учитывает интересы пожилых пользователей.
В новом исследовании специалисты проанализировали поведение людей старше 60 лет в цифровой среде и выяснили, какие приложения они предпочитают. В результате было выделено четыре основных типа мобильных сервисов, наиболее популярных среди пожилых пользователей: банковские приложения, мессенджеры, социальные сети и порталы Госуслуг.
В результате исследования составлен уточненный портрет пожилого пользователя мобильных приложений, отражающий поведение целевой аудитории в цифровой среде
Интересно, что пожилые люди с низкой социальной активностью, занимающиеся, в основном, домашними делами и просмотром телевизора, в среднем используют всего 2−3 приложения. В то время как те, кто ведет активный образ жизни — встречается с друзьями, занимается спортом или посещает кружки, — устанавливают уже 9−10 приложений. Наиболее активные пенсионеры, занимающиеся путешествиями и участием в волонтерских проектах, используют до 12 различных мобильных сервисов.
Ученые также отметили, что как пожилые люди с высоким, так и со средним уровнем социальной активности демонстрируют одинаковую интенсивность использования смартфонов (2.7−2.8 балла из 3 возможных). Это указывает на тенденцию к замещению реальной социализации ее цифровым аналогом.
»Наше исследование опровергает стереотипы: пожилые пользователи — не возрастная группа с ограниченными возможностями, а полноценные участники цифрового пространства со специфическими моделями поведения. Ключевой барьер здесь — не техническая сложность приложений, а пассивная потребительская позиция, когда человек не хочет осваивать новые функции, даже обладая необходимыми навыками,» — прокомментировал один из авторов исследования, студент магистратуры «Бизнес-информатика» ФПМИ МФТИ Ярослав Алянок.
В исследовании приняли участие 136 респондентов в возрасте от 55 до 70 лет. Ученые использовали два валидированных опросника для оценки уровня социальной активности и характера использования мобильных приложений, что обеспечило достоверность полученных результатов.