225 километров они преодолели за 45 часов в рамках эксперимента
Исследователи показали реалистичность того, что люди эпохи палеолита могли добраться по океану от современного Тайваня до японских островов Рюкю на лодке-долбленке, минимальное расстояние между которыми составляет больше ста километров. В 2019 году они провели эксперимент, в ходе которого четверо мужчин и одна женщина на 7,5-метровой гребной лодке без навигационных приборов пересекли по океану 225 километров за более чем 45 часов. Проделанной работе ученые посвятили две статьи (раз, два) в журнале Science Advances.
Во времена активного расселения людей современного вида по миру, которое происходило около 50 тысяч лет назад, уровень Мирового океана был заметно ниже современного. Тем не менее некоторые земли и тогда разделялись серьезными проливами, которые нельзя преодолеть без каких-то плавательных средств — плотов или лодок. Проблема заключается в том, что в археологическом виде их остатки такой большой древности до сих пор не встречались. Однако это можно объяснить тем, что изделия из органических материалов сохраняются крайне плохо.
Одна из гипотез предполагает, что еще в верхнем палеолите древние люди могли добраться до японского архипелага Рюкю со стороны современного Тайваня, который в тот период еще был частью континента. Сложность заключается в том, что минимальное расстояние до ближайшего острова тогда составляло больше ста километров. Задача осложнялась и тем, что остров не видно с берега, а также сильным течением Куросио.
Прошлые эксперименты, проходившие в 2014–2018 годах, показали, что преодолеть это расстояние на плотах из бамбука или тростника нельзя. Поэтому Ёсукэ Кайфу (Yousuke Kaifu) из Токийского университета и его коллеги из Новой Зеландии, Тайваня и Японии продолжили искать реалистичный способ, который был доступен людям эпохи палеолита. Несколько лет назад они изготовили из ствола японского кедра (криптомерии) метровой ширины лодку-долбленку, длина которой составляет около 7,5 метра, а масса — 241 килограмм. На создание лодки с помощью каменных топоров и тесел ушло шесть дней.
Во время испытаний на спокойной прибрежной воде пять гребцов сумели разогнать эту лодку до 3,9 километра в час. Непосредственно сам эксперимент проходил в июле 2019 года. Экипаж состоял из пяти подготовленных человек: четырех мужчин и одной женщины. Они стартовали от восточного побережья Тайваня к японскому острову Йонагуни. Во время эксперимента у них не было навигационных приборов, поэтому условия были немного приближены к древним, хотя, безусловно, участники обладали современными знаниями географии.
В общей сложности по воде команда преодолела 225 километров за 45 часов 10 минут. В ходе эксперимента экипаж столкнулся с рядом проблем, включая физическую усталость, желудочно-кишечные расстройства и галлюцинации. Также во время пути команде подвозили продукты питания (они начали портиться на жаре), не оказывая другой помощи. Кроме того, чистоту эксперимента немного нарушил маяк на острове Йонагуни, который члены экипажа увидели примерно за 40 километров. Тем не менее эксперимент показал, что теоретически древние люди на лодках-долбленках могли преодолеть аналогичный путь.
Ранее на N + 1 рассказывали о другом эксперименте японских археологов. Они создали 75 реплик каменных орудий, которые предположительно использовались для рубки и обработки древесины. А затем с их помощью порубили ими деревья.
Древние белки указали на принадлежность «человека-дракона» к денисовцам
Об этом говорит и митохондриальная ДНК
Палеопротеомный анализ подтвердил, что череп архаичного человека из Харбина, который первоначально был описан как «человек-дракон», принадлежал денисовцу. Результаты проведенной работы ученые опубликовали в журнале Science. К аналогичному выводу исследователи пришли в параллельно выпущенной статье, посвященной анализу митохондриальной ДНК этого индивида.