Искусство и ИИ. Ольга Любимова: мир не будет прежним

16 часов назад 2

Министр культуры России Ольга Любимова посетила стенд aif.ru на Петербургском международном экономическом форуме и рассказала, какие совместные проекты есть у нашей страны с Китаем, почему не так страшен искусственный интеллект, как его малюют, и будет ли у нас театр современной патриотической драматургии, о котором недавно говорил Захар Прилепин.

Валерий Рукобратский, aif.ru: Ольга Борисовна, готовясь к этому интервью, я посмотрел топ-10 самых кассовых фильмов в России: девять из десяти — российские, один — китайский. Это потому, что у нас блокбастеров нет американских, или это всё-таки достижение нашей киноиндустрии?

Ольга Любимова: Надо быть объективными. Были бы американские блокбастеры, они тоже бы повоевали за миллиардные сборы. Есть своя армия поклонников у американского кино, нужно относиться к этому спокойно. Американские компании ушли с российского рынка. Ряды сомкнулись, и ровно как и в других отраслях экономики, странно было бы стоять на месте и ждать, чтобы кто-то вернулся или ещё хуже просить, чтобы американский кинематограф вернулся. У нас своя индустрия, нам очень важно, что президент и правительство поддержали отечественное кино. Были выделены в самые сложные годы дополнительные средства на производство — отсюда и результат — большое количество семейных картин. А ещё у нас и спортивные драмы, и исторические, связанные с Великой Отечественной войной, 80-летие победы в которой мы празднуем в течение всего года. Я искренне болею за наших кинематографистов, радуюсь, когда все получается. И ровно так же мы расстраиваемся, когда картины, на которые возлагались надежды, их не оправдали. Поэтому будем идти вперед, несмотря ни на что.

— Сейчас такой тренд в искусстве — оживление умерших актёров. Вот Владислава Галкина «оживили» в «Диверсанте», Юрия Никулина — в «Манюне: Приключения в Москве». А Юрий Башмет недавно исполнял музыку, написанную искусственным интеллектом. На ваш взгляд, эта тенденция способна, условно говоря, из искусства убрать человека? Или всё-таки человек сохранит свои позиции?

— Знаете, за многие века мы сохранили все направления в искусстве, которые когда-либо возникли. Никуда не делись музеи, библиотеки, театр, мы с тем же азартом и радостью следим за развитием науки и археологии. А помните ли вы фразу героя фильма «Москва слезам не верит»? «Будет одно сплошное телевидение!» И что сейчас? Все волнуются, останется ли телевидение. Оно, в той или иной форме сохранится дома, как радиоточка, которая, если я правильно понимаю, во многих домах до сих пор есть. Но это не отменяет того, что существуют социальные сети, что мы все ходим с несколькими гаджетами в руках. Вот сейчас вы работаете, а у вас в руках телефон. Раньше считалось неэтичным, если у журналиста, находящегося в студии, в руках телефон. Что вы там проверяете, всё должно быть в голове, в душе и сердце. Да, и мы с вами помним такую журналистику, нас так учили в университете. Но жизнь не стоит на месте. Что, разумеется, не отменяет классической формы.

Конечно, возможно, появятся концерты, на которых вместо маэстро и 110 музыкантов симфонического оркестра в костюмах невероятной красоты, будут стоять роботы и играть то, что сами придумали. Но это не отменит того, что люди продолжат собираться в удивительных объектах культурного наследия с уникальной акустикой и слушать выдающихся лауреатов конкурса Чайковского. При этом я уверена, никто из современных музыкантов и художников не говорит: «Отмените искусственный интеллект, мы его запрещаем!» В минувший четверг состоялась премьера в Мариинке мистической оперы «Мандрагора» — первое в мире произведение, завершённое с использованием технологий искусственного интеллекта. Опера основана на замысле Петра Чайковского и Сергея Рачинского, завершена композитором Петром Дрангой и нейросетями крупного банка, которые помогли написать либретто, доработать музыку, создать визуальные и сценографические решения. Разумеется, всё сделано под художественным контролем и с уважением к стилю эпохи. Но! Это происходило в Мариинке — в самом что ни на есть архаичном пространстве всего нашего театрально-музыкального сообщества.

Театр для вернувшихся с СВО

— Ольга Борисовна, совсем недавно мы с вами говорили, что достаточно скудно представлены темы СВО в современном искусстве. Есть ли какие-то подвижки, видите ли вы тенденции по изменению положения вещей?

— Да, я вижу, что по линии Фонда кино и по линии Министерства культуры достаточно интересные проекты появились. Уровень заявок вырос, их стало больше, очень много сценариев пишут, много фильмов запущено в производство. Мы все, конечно, в первую очередь, продолжаем быть искренне благодарными нашим военным корреспондентам и создателям кинолетописи и кинохроники. Ведь ничего сильнее, чем документалистика о Донбассе пока в художественных произведениях не создано, нужно быть честными. При этом какая фантастическая лирика приходит к нам с фронта, и её издают. Но самое главное, огромное количество цифровых технологий позволяет почитать эти стихи, послушать эти песни и эту музыку. И, думаю, будет создан театр современной патриотической драматургии, о котором говорил Захар Прилепин. Там участники Русской весны и СВО, вернувшиеся с фронта, смогут получить первоначальные драматургические и актёрские навыки и реализовать себя. А Минкультуры будет помогать в создании такого театра.

Хочу рассказать вам и о замечательной встрече в конце года, когда пришли ко мне наши современные писатели с идеями, мы обсудили возможную работу, и результат не заставил себя ждать. Несколько премьер прошло, конечно, при полном аншлаге в Москве. И мы надеемся, что скоро эту постановку ждёт большой тур по стране.

Фото: АиФ/ Евгений Бояринцев

— Дай бог, да.

— Вот в нашем старейшем театре — ярославском имени Федора Волкова тоже уже идёт постановка современных драматургов о специальной военной операции. Премьера спектакля «Просто жить», основанного на пьесах Ольги Погодиной-Кузминой («Хорошие фото с поминок») и Яны Ореховой («Просто жить») прошла в конце мая. В её основу легли реальные истории участников СВО, собранные в рамках лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции» арт-кластера «Таврида». И мы надеемся показать её на гастролях в разных городах России. Вдумайтесь только, самый-самый первый театр в нашей стране поставил самую-самую актуальную постановку. Бывают же такие удивительные истории!

«В Китае очень любят военное кино»

— Новый детектив «Красный шёлк» — наша успешная коллаборация с Китаем. А у нас есть другие совместные проекты?

— «Красный шёлк» (Фильм о том, как в 1927 году на Транссибирском экспрессе через всю Россию перевозили секретные документы, которые определили будущее СССР и Китая — прим. ред.) получил ту самую «печать дракона», прокатное удостоверение Китая, которое позволит показать его китайским зрителям. И было это непросто. Но уже снимается вторая часть под названием «Чёрный шёлк». Также отмечу, что и в анимации у нас есть свои договоренности. Но самый для нас главный результат на сегодня — это большой проект с крупнейшей кинокомпанией Китая. Мы планируем совместный фильм о Второй мировой войне: наши известные сценаристы уже написали синопсис, режиссер будет китайский, лауреат премии Оскар. Он приезжал к нам в Москву, по мотивам российского сценария написал свою режиссёрскую версию. Понимаете, совместный проект — очень тонкая настройка.

«Красный шелк».

— Надо в разные аудитории попасть?

— Да, необходимо затронуть сердца самых разных зрителей, в данном случае и российского, и китайского. И у фильма будут прокатные удостоверения и в России, и в Китае. А значит, картину можно будет представлять на любых международных площадках, как продукт двух стран. В Китае, между прочим, очень любят военное кино, потому нас ждёт совместный фестиваль военного кино. Мы сейчас поездили по китайским киностудиям, и помимо супертехнологических прорывов, чем Китай уже давно славится, увидели, что уровень драматургии и актёрского мастерства там тоже заметно вырос.

Музейные суперхиты

— Что интересного вы посмотрели в последнее время? Может быть, посоветуете что-то почитать нашим зрителям, сходить на какую-то выставку?

— На выставки посоветую сходить, да. Русский музей последние несколько лет выдаёт какие-то невероятные хиты! Простите за этот термин. Когда прощались с Карлом Брюлловым (выставку «Великий Карл» приурочили к 225-летию со дня рождения художника и проходила она в Михайловском дворце с 18 октября 2024 года по 12 мая 2025 года — прим. ред.), очень грустили — мощный был проект. Но его сменил другой суперхит. 21 июня открылся «Наш авангард» и продлится он до начала зимы — до 1 декабря. Гости Питерского экономического форума побывали там первыми. А Карл Брюллов, можно сказать, переехал в Москву: Третьяковская Галерея предлагает рассмотреть его наследие сквозь призму понятия «гений места». Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» открылась 10 июня и завершится после новогодних каникул — 18 января будущего года. А какие «Передвижники» прекрасные радовали гостей нового корпуса Третьяковки на Кадашёвской набережной с 30 октября по 6 апреля. Эту площадку быстро полюбили: там есть и кинозал, и место для конференций и лекций. А ещё мы планируем там открытие детского центра.

Фото: АиФ/ Евгений Бояринцев

— В августе в Москве запланирован детский культурный форум, а в сентябре в Санкт-Петербурге — международный форум объединенных культур. Чем удивим участников и гостей?

— С 21 по 23 августа на знаковой для многих поколений площадке Московского дворца пионеров на Воробьёвых горах состоится IV Международный детский культурный форум. Лекции, творческие встречи, мастер-классы, дискуссии проведём по направлениям: «Музыка», «Театр и цирк», «Хореография», «Литература и журналистика», «Кино и анимация», а также «Музеи и изобразительное искусство». Уже традиционно кураторами и спикерами станут выдающиеся деятели культуры и искусства. Для участия в форуме приглашены творчески одарённые ребята в возрасте от 12 до 17 лет включительно из всех 89 регионов РФ и зарубежных стран.

Что касается Санкт-Петербургского международного форума объединённых культур, то по итогам заседания оргкомитета было принято решение, что он состоится в первой половине сентября, с 10-го по 13-е. Главная тема сформулирована так: «Возвращение к культуре — новые возможности». Площадками деловой программы выступят Главный штаб Государственного Эрмитажа, пространства Русского музея и Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. На форуме ожидается две тысячи участников. Разумеется, большое внимание будет уделено 80-летию Великой Победы. В культурную программу, среди прочего, войдут концерт на Дворцовой площади и гала-концерт звёзд оперы и балета в Михайловском театре. Будет интересно, обещаю.

Прочитайте статью целиком