За тридцать лет и три года существования "Бенуа" вырос в большую институцию со своими правилами и традициями. Одна из них - формат фестиваля. В первый день публика собирается в зрительном зале, чтобы стать свидетелем объявления итогов балетного года. Международное жюри, каждый раз избираемое художественным руководителем и председателем жюри из выдающихся хореографов, педагогов, танцовщиков, руководителей со всего мира, называет лучшего хореографа, танцовщика и танцовщицу из числа тех, кого номинировал каждый из судей. Победители получают статуэтку работы скульптора Игоря Устинова и вместе со всеми номинантами участвуют в концерте. На следующий день в гала выходят лауреаты разных лет, обычно - элита мирового балета.
Обстоятельства последних лет осложнили работу фестиваля мирового балета "Бенуа де ла данс". Но международное балетное сообщество оказалось сильнее. Внимание фестиваля и раньше не ограничивалось мировыми столицами, порой находя неординарные явления хореографии даже в медвежьих углах мира. Теперь же этот поиск стал регулярным. Тем не менее и балетные державы с карты фестиваля не исчезли.
В этом году Большой театр приветствовал Жана Гизерикса - этуаль Парижской оперы (по французским правилам, этот статус артисты сохраняют пожизненно), первого французского исполнителя роли Ивана Грозного в одноименном балете Юрия Григоровича. Вместе с ним в жюри работали также представители Китая, Казахстана, ЮАР и, разумеется, России.
Их выбор остановился на тех, кто сегодня собирает залы в Москве и Петербурге, - балерине Мариинского театра Ренате Шакировой и премьере Большого Дмитрии Смилевски.
Звание лучшего танцовщика Смилевски разделил с представителем ЮАР Джошуа Уильямсом из труппы Cape Ballet Africa. Вместе с партнершей Миа Кумбер этот невысокий и не очень ладно скроенный мулат с кошачьей пластикой буквально влюбил в себя зал в взрывной энергетичной "Главе второй" Мтутузели Новембера, названного лучшим хореографом. Новембер оказался единственным победителем, не востребовавшим свою награду лично, - он готовит к выпуску свой дебютный балет в Парижской опере, который составит компанию одноактным баланчинской "Теме с вариациями" и "Корибатическим играм" Кристофера Уилдона.
Такими непредсказуемыми открытиями, как нынешние южноафриканцы, и важен любой фестиваль.
Еще одна награда - "За жизнь в искусстве" - была посмертно присуждена Юрию Григоровичу, создателю и вдохновителю "Бенуа". Его памяти был посвящен весь фестиваль. Несколько лет назад Григорович передал "Бенуа" в руки Светланы Захаровой, которая стала его художественным руководителем и председателем жюри.
Захарова аккуратно и последовательно модернизирует его устройство и образ. Судя по нынешнему гала-концерту, фестиваль нуждается в еще более активных изменениях и более широком охвате событий не только за рубежом, но и в России и соседних странах. Тогда и окружающая балетная реальность может подарить большее разнообразие событий и эмоций.