Выбрать локацию: Германия, Нидерланды, Испания, Россия, VPS, Виртуальный хостинг, Выделенный сервер от 400 руб.

Первым делом самолеты. Чем открылся НАИС-2025

2 месяцев назад 11

Обмен опытом и анонс нововведений и инноваций стали лейтмотивами первого дня форума. В центре внимания оказались вопросы импортозамещения, авиационной безопасности и тестирования новых образцов.

Общая глава

В выставке приняли участие более 140 компаний из 20 регионов России, а также гости из Белоруссии, Ирана и Китая. Среди участников — концерн ВКО «Алмаз-Антей», представивший средства автоматизации управления воздушным движением, макеты светосигнального оборудования и радиолокационных комплексов; компания «НЕОСКАН», презентовавшая станцию для защиты от беспилотников; томский производитель радиоэлектроники «Микран», показавший телекоммуникационное оборудование, мобильные комплексы связи и другие разработки. Из Белоруссии в Москву приехали представители Минского автомобильного завода, из Китая — специалисты фирмы TCF, специализирующейся на производстве наземного авиационного оборудования, из Ирана —госкорпорация AIO, занимающаяся разработками баллистических ракет.

В ходе обхода выставки министр транспорта России Роман Старовойт и глава Росавиации Дмитрий Ядров открыли 14-й единый центр управления организации воздушного движения в Магадане. Кроме того, госкорпорация «Ростех» представила новый авиадвигатель ПД-8 для лайнера SJ-100. Как подчеркнули в корпорации, двигатель создан с применением новейших российских технологий и материалов и совсем скоро будет проходить первые летные испытания.

ПД-8 - российский двигатель семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей поколения 5 и 5+.

ПД-8 - российский двигатель семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей поколения 5 и 5+. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

Наши не подведут

На пленарном заседании, открывшем форум, министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт отметил, что последние несколько лет были сложными для авиационной отрасли: пандемия встряхнула весь мир, внеся свои коррективы не только во внутренние, но и во внешние перелеты большинства стран.

«Повлияли на русскую авиацию и беспрецедентные санкции, которые в какой-то момент угрожали полным прекращением полетов, — добавил он. — Но, несмотря на эти трудности, кризис миновал. Сейчас перед гражданской авиацией стоит глобальная задача — нам предстоит увеличить количество пассажирских авиаперелетов минимум на 50% по сравнению с 2023 годом».

Будет обновлен и парк отечественных авиаперевозчиков, как объяснил министр, уже к концу 2025 года минимум половина самолетов, находящихся в эксплуатации, должна быть произведена в России.

Пассажирский автобус для аэропорта.

Пассажирский автобус для аэропорта. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

По словам главы Росавиации Дмитрия Ядрова, в этом году воздушные перелеты внутри России и за рубеж совершат 109,7 млн пассажиров. Это меньше, чем в прошлом году — в 2024 российские авиалинии перевезли 111,7 млн пассажиров. «Перелеты внутри России в 2025 году совершат 83,3 млн человек, а 26,4 млн отправятся за границу, — сообщил Ядров. — Наша главная цель — связать и объединить все уголки нашей большой страны, а также обеспечить безопасность полетов». По словам Ядрова, в минувшем году Минтранс проделал большую работу по комплектованию летных экипажей и поддержанию качества воздушных судов. Оптимальное техническое состояние 1135 воздушных судов, находящихся в эксплуатации, ежедневно поддерживается в 461 центре техобслуживания. «Мы не фиксируем существенного выбытия самолетов из эксплуатации, свою работу суда заканчивают только из-за коррозии или старения. Наши инженеры нашли подходы к проведению ремонта всех комплектующих, в том числе импортных», — добавил глава Росавиации.

Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

Качественные изменения

Сегодня отечественная авиация находится в шаге от полноценной самодостаточности и импортозамещения.

«Производственная часть нашей авиапромышленности трансформировалась, столкнувшись с неожиданными трудностями, — сказал министр промышленности и торговли России Антон Алиханов. — Благодаря этому в мире нет ни одной страны, кроме России, которая полагалась бы исключительно на внутреннюю продукцию. Сейчас уже готовы семь отечественных проектов авиатранспорта, которые находятся на разных этапах разработки».

Самолет МС-21-310, оснащенный новыми российскими двигателями ПД-14, совершает посадку на аэродроме Иркутского авиационного завода — филиала ПАО Корпорация «Иркут», входящем в состав ОАК Госкорпорации «Ростех».

При этом, как отметил глава Минпромторга, отечественные воздушные суда будут экспортировать. В частности, речь идет о самолетах семейства МС-21, производством которого занимается корпорация «Яковлев». Их поставки российским авиакомпаниям начнутся уже в следующем году, а после увеличения мощностей производства самолеты надеются экспортировать в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. «Уже несколько лет по комплексной программе развития авиаотрасли мы работаем над расширением наших возможностей. Цель — выйти на производство минимум 36 самолетов категории МС-21 ежегодно, а в будущем перейти к их экспорту. Пока наша главная задача — выпустить самолеты на внутренний рынок, но для обеспечения рентабельности производства и компенсации масштабных инвестиций мы должны выходить на международный рынок».

На российские самолеты, по словам министра, есть спрос: почти половина парков в Азии используют ближне- и среднемагистральные воздушные суда, а в России уже сейчас проходит сертификацию Ил-114-300, который способен работать на коротких взлетных полосах и в удаленных регионах, а также достаточно экономичен в эксплуатации.

МС-21.

Отечественные разработки

На выставке представили другие важные проекты авиаотрасли. Среди них — четырехместный легкомоторный самолет S7 Tango, созданный на базе авиакомпании S7 в Подмосковье. Как объяснил основатель компании Владислав Филев, самолет предназначен для подготовки пилотов гражданской авиации, частных полетов и выполнения авиационных работ. Корпус самолета изготовлен из отечественных композитных материалов. Кроме того, специально для этой модели производители разработали поршневой авиационный двигатель АПД-520 «Лидер», максимальная мощность которого составляет 200 лошадиных сил, а рабочий объем — 5,2 литра. «Питаться» самолет может автомобильным или авиационным топливом, которое будет расходоваться экономично благодаря электронной системе управления. Срок службы от начала эксплуатации до первого капитального ремонта производители оценивают в 1 500 часов, максимальную дальность полета — в 1 100 км при взлетной массе более тонны. Предельная скорость самолета составляет 241 километр в час. Как отметил министр транспорта России Роман Старовойт, летчики-испытатели оценили S7 Tango как крайне удобный в управлении. «Мы могли бы рассматривать приобретение таких самолетов для обучения пилотов», — добавил он.

Новый учебно-тренировочный самолёт S7 Tango авиакомпании S7.

Новый учебно-тренировочный самолёт S7 Tango авиакомпании S7. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

Не поднимаясь от земли

Одним из перспективных секторов авиационной отрасли, на которую обратили внимание на форуме, стала беспилотные авиационные системы. Еще в этом январе президент России Владимир Путин обращал внимание на необходимость создания масштабного производства БПЛА. Одним из проектов, которые были представлены в «Крокус Экспо», стал тяжелый беспилотник ВТ-440м, разработанный научно-производственным предприятием «Радар».

«Это первое в истории гражданской авиации страны беспилотное воздушное средство, на котором проводится обучение внешней группы пилотов, — сказал директор комплекса БАС Радара Василий Анцев. — Наш логистический тяжелый дрон уже получил сертификат летной годности, иначе говоря, был допущен к полноценным полетам».

Анцев добавил, чт 1337 о ВТ-440м способен работать в самых суровых условиях и станет отличным помощником для полярников.

«Наш дрон может нести до ста килограммов полезной нагрузки и без труда преодолеет дистанцию в 400 километров, — объяснил он. — Заряда аккумулятора хватит на пять часов, а максимальная высота, на которую поднимется ВТ — два с половиной километра».

Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

Безопасность полетов

Диалог об инновационных подходах и новинках в отрасли продолжился даже после перехода от передовых технологий и разработок. Своим опытом в обеспечении безопасности при посадке самолетов с участниками форума поделился начальник аэродромно-диспетчерского центра единой системы организации воздушного движения аэропорта Шереметьево Андрей Ананьев.

«Сегодня, благодаря прогрессу, некоторые диспетчеры начинают думать, что их контакт с экипажами самолетов уже не так важен, — отметил он. — Но это ошибка, которая может стоить в лучшем случае времени, а в худшем —человеческих жизней».

Как объяснил Ананьев, такое заблуждение появилось из-за технического прогресса: чем лучше становилась аппаратура на борту самолетов, тем увереннее чувствовали себя пилоты, заходя на посадку «по приборам». Диспетчеры, оставшиеся не у дел, постепенно просто отвыкли давать четкие указания прибывающим в аэропорты экипажам.

«Злую шутку могут сыграть и внутренние инструкции, — сказал Ананьев. —Зачастую они написаны в очень мягких формулировках, поэтому диспетчер, по сути, дает совет. Столкнувшись с этим в Шереметьево, мы решили создать новую инструкцию, чтобы канал связи между сотрудниками аэропорта и экипажами самолетов был более четким».

Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

Одна из причин, по которым требуется более активное участие диспетчеров в посадке самолетов — меры безопасности, введенные в аэропортах и воздушном пространстве в связи с СВО. Глушилки мешают не только вражеским дронам, но и путают точное оборудование, по которому привыкли летать пилоты.

«Поэтому так важно вспомнить, что с самого рассвета гражданской авиации диспетчеры были голосом, который помогал пилотом сажать даже терпящие крушение борта», — подытожил Ананьев.

Прочитайте статью целиком