19 июня на Петербургском международном экономическом форуме прошла сессия «Платежи обесцениваются? Трансформация мирового платежного рынка», посвящённая изменениям в модели и стоимости электронных платежей. Участники сессии обсудили, куда уходит стоимость транзакций, какие новые тренды формируют рынок, и кто выиграет в условиях усиливающейся конкуренции.
От 8% до нуля
Исторический экскурс, представленный на сессии, напомнил участникам: ещё 75 лет назад комиссии платёжных систем были многократно выше сегодняшних. Так, Diners Club подписывал рестораны под 8% комиссии, а Bank of America — прародитель Visa — устанавливал 6%, позже снижая ставку до 3% для крупного бизнеса. Сегодня же, например, в России комиссия за переводы между физическими лицами составляет 0%, а по C2B-платежам — всего 0,4–0,7%. В ЕС средняя межбанковская комиссия также близка к нулю — около 0,3%.
Но, если платежи стали бесплатными, исчезла ли их стоимость? Как справедливо было отмечено: «Куда делись эти 8%? Или во что они мигрировали?» Эксперты единогласно говорят: платежи не исчезли — они эволюционировали. Их стоимость переехала в иные части бизнес-модели: в данные, экосистемы, инфраструктуру идентификации и клиентский опыт.
Будущее за кооперацией
Современная парадигма платёжного рынка — это партнёрство как элемент конкуренции. Всё чаще компании, которые раньше сражались за долю рынка, вынуждены объединяться в альянсы, чтобы обеспечить масштаб, доступность технологий и клиентский охват. Это трансформирует рынок: старые роли размываются, а на их место приходят гибридные модели: платформы, суперприложения, embedded-финансы.
«Вся дискуссия, которая актуальна сегодня, строится вокруг борьбы за пользовательский опыт: как сделать так, чтобы клиенту сервисы стали удобнее, нативнее и выгоднее. В финале выиграет клиент. Чем жарче конкуренция — тем лучше для него», — убеждён первый заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царёв.
Он также подчеркнул важность сохранения доходности для инноваций.
«Инновации возможны только тогда, когда вы понимаете, как вы эти инвестиции потом вернете. Здесь важно найти правильный баланс», — подчеркнул эксперт.
Чего ждать?
Что же будет с компаниями в условиях растущей конкуренции? По мнению Царёва, компании должны быть готовы к тому, что «бизнес — это труд. И если ты расслабился — ты проиграл». Он также подчеркнул важность постоянного обновления и адаптации.
«Основная задача — все время придумывать что-то новое», — сказал представитель банка.