Москва — это город передовых технологий. За последние 15 лет под руководством Сергея Собянина в городе появилось огромное количество сервисов, которые делают жизнь комфортнее. Эти решения внедряют в жизнь и другие регионы страны.
О грандиозных проектах Москвы, которые распространили и на другие города, — в материале «АиФ».
Транспортные инновации
Карта «Тройка»
Универсальная карта «Тройка» стала доступна москвичам и гостям столицы 2 апреля 2013 года. На неё можно записывать абонементы или оплачивать проезд с баланса билета «Кошелёк» во всём городском транспорте, включая МЦК, МЦД, электрички и аэроэкспрессы.
Но сейчас «Тройка» — это не просто транспортная карта. С её помощью можно приобрести билеты в Московский зоопарк, музеи, на прогулочные теплоходы и канатную дорогу. Также благодаря «Тройке» можно арендовать велосипеды.
Проект оказался настолько успешным, что в 2020 году появился и в Тульской области. А сейчас «Тройка» работает уже в более чем 25 регионах России. Кстати, в 2022 году карта полностью перешла на чипы отечественного производства.
Московские центральные диаметры
Первые МЦД запустили 21 ноября 2019 года — МЦД-1 (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 (Нахабино — Подольск).
Через четыре года, 17 августа 2023-го, был запущен третий диаметр (Зеленоград — Ипподром), а 9 сентября — четвёртый (Железнодорожная — Апрелевка).
МЦД интегрировали пригородные электрички в столичную транспортную систему. Благодаря диаметрам улучшилась транспортная доступность для более 5,6 миллиона москвичей и жителей Московской области. Пассажиры новых диаметров получили тактовое расписание поездов с минимальным интервалом в часы пик до 5–7 минут и новые маршруты. МЦД полностью интегрированы в единую билетную систему оплаты городского транспорта. Между МЦК, метро и диаметрами — бесплатные пересадки.
В ближайшем будущем МЦД будут продлены до Калужской, Смоленской, Тульской и Ярославской областей. А расширение диаметров запланировано уже на этот год.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ)
ВСМ соединит Москву и Санкт-Петербург. Строительство ведётся по поручению президента России Владимира Путина в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система».
Длина магистрали составит 679 километров. На её протяжении будет 16 остановок: шесть на входах в Москву и Санкт-Петербург, две технические и восемь пассажирских. Максимальная скорость поезда составит 400 км/ч, а время в пути между двумя столицами займёт всего 2 часа 15 минут.
Онлайн-решения
Московская электронная школа
МЭШ — это уникальный проект, созданный для учителей, детей и родителей. Его запустили 1 сентября 2016 года. Он позволил забыть про бумажные дневники и журналы. Кроме того, благодаря Московской электронной школе у московских школьников есть возможность получить доступ к необходимым материалам онлайн.
Библиотека МЭШ содержит не только учебники и пособия по всем предметам средней и старшей школы, но и тестовые задания по предметам — более 1,7 миллиона материалов. МЭШ — инфраструктурный проект, предусматривающий подключение учебных заведений к высокоскоростному интернету, локальным сетям через Wi-Fi, обеспечение школ серверами, установку интерактивных панелей в классах и многое другое.
Сервис взяли на вооружение Московская, Калужская и Тюменская области, республики Татарстан и Дагестан.
Искусственный интеллект в медицине
Искусственный интеллект становится неотъемлемой частью повседневной жизни. В Москве же пошли дальше и стали использовать его в медицине. ИИ помогает врачам столичных поликлиник ставить диагноз — сервис даёт возможность определить возможные заболевания на основе первичных осмотров. С 2022 года к этому сервису подключились медучреждения Ямало-Ненецкого АО. Столичные специалисты внимательно следят за работой ИИ.
«Мы сопровождаем процесс и контролируем качество работы нейросетей. За это время было обработано уже более 60 тысяч исследований флюорографии, маммографии, рентгенографии и КТ органов грудной клетки», — рассказал главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике Департамента здравоохранения Москвы, директор Центра диагностики и телемедицины Юрий Васильев.
Национальный стандарт видеонаблюдения
В мае 2025 года Москва инициировала создание национального стандарта видеонаблюдения. В нём зафиксированы единые технические требования к камерам, их размещению и характеристикам, определяющим устойчивость к непогоде и защищённость.
Сервисы «под ключ»
Уникальность московских проектов — в их применении «под ключ». Столичные специалисты помогают коллегам из регионов, объясняют, как работают сервисы, и участвуют в их улучшении.