В Госдуме рекомендовали отдавать местной продукции приоритет в каталогах.

Маркетплейсы могут обязать показывать российские товары первыми в выдаче. С такой инициативой выступили в Госдуме. На отечественную продукцию будет отводиться 15 позиций в каталогах и результатах поиска. Предлагаемая мера может стать серьезной поддержкой отечественных предпринимателей, однако это окажется возможно лишь в случае совпадения цены и качества товаров с ожиданиями потребителей, предупреждают эксперты. Поможет ли новая норма российским производителям — в материале «Известий».
Межфракционный законопроект, предлагающий обязать маркетплейсы демонстрировать российские товары на первых позициях в каталогах и поиске, внесли в Госдуму. О новой норме рассказал первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» в парламенте Дмитрий Гусев.
Цель инициативы — дать преимущество российским предпринимателям, стимулировать рост производства и улучшить реализацию продукции. Такой подход, по мнению авторов законопроекта, поможет развитию отечественной индустрии и усилит конкурентоспособность местных товаров. Ожидается также повышение занятости населения и увеличение налоговых поступлений в бюджет РФ.
«Сначала нашим, потом вашим. Так должны работать онлайн-витрины. При каждом поиске — в топе только отечественная продукция. Покупая ее, каждый из нас вносит вклад в будущее страны. Можно считать это инвестицией», — заявил Гусев. Его слова приводит пресс-служба партии.
Это, по мнению депутата, также позволит российским производителям «заявить о себе на весь мир», поскольку отечественные маркетплейсы активно выходят на международную арену.
Определять, является ли продукция российской, будет правительство. Акцент сделают на степень локализации производства в РФ.
Размещение товаров из России на первых позициях на маркетплейсах не только повысит их видимость, но и даст возможность потребителям легче находить качественные и разнообразные продукты, произведенные внутри страны, уверен генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых.
— Поддержка отечественного производства способствует развитию региональных экономик, созданию новых рабочих мест и укреплению позиций российских брендов на рынке. Кроме того, это поможет формировать у потребителей осознанный выбор в пользу локальных товаров, что в свою очередь поддержит инновации в российской промышленности, — полагает эксперт.
Демонстрация отечественных товаров на первых 15 позициях онлайн-витрин — достаточно мощный инструмент, убежден руководитель оперативного штаба независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой. Он может стать серьезной поддержкой отечественных предпринимателей, однако возможно это будет лишь в случае соблюдения ряда требований.
— Главное из них — совпадение цены и качества товаров с ожиданиями потребителей. В противном случае даже лидирующие позиции в поисковой выдаче маркетплейсов не помогут убедить покупателей отказаться от привычных брендов в пользу российских, — предупреждает эксперт. Для успеха новой нормы необходимы особые алгоритмы государственного и коммерческого управления — от информационной работы до строгих стандартов качества и обучения кадров на производстве.
Второй важный аспект касается конечных бенефициаров законодательной инициативы. Важно, чтобы в эти 15 позиций попали не только промышленные гиганты, но и представители малого и среднего бизнеса.
— Ведь если у первой категории и так нет проблем с рынками сбыта, то вторым явно нужна дополнительная поддержка. Законодатели должны разработать механизмы решения этого вопроса, ведь МСП — один из мощных драйверов развития экономики, — считает представитель профсоюза.
Правда, в каком-то смысле в предложенной парламентариями инициативе содержится элемент политического пиара, допускает президент Ассоциации представителей электронной торговли Алексей Москаленко. В текущем виде она, по его мнению, не будет принята, поскольку уже сегодня Минэкономразвития и Минпромторг предлагают меры по развитию присутствия отечественных производителей на маркетплейсах.
Меры поддержки, стимулирующие представленность российских производителей на маркетплейсах, действительно существуют, подтверждает Алексей Молодых. С 2022 года крупными площадками совместно с региональными властями реализуется программа по развитию локальных брендов — запускаются региональные витрины. Они помогают выделить российские бренды и привлечь внимание к их продукции за пределами субъекта.
Такая работа активно ведется, например, в Кемеровской области, уточняет Алексей Москаленко. Яркие результаты уже сейчас можно наблюдать в Москве.
— Там эту онлайн-витрину выводят на топовые позиции. Поэтому всё уже есть и работает, просто нужно больше об этом рассказывать. Мы сейчас как раз этим и занимаемся, — указывает эксперт.
Примечательно, что доля российских товаров в электронном и офлайн-ритейле неуклонно растет, утверждает Алексей Неживой. На это есть несколько объективных причин. Прежде всего процесс связан со снижением доступности импортной продукции и уходом из страны популярных зарубежных брендов.
— Сегодня российская промышленность успешно заменяет марки одежды и обуви, строительных материалов, зачастую используя производственные мощности, оставшиеся от ушедших иностранных компаний. Доля отечественных товаров, реализуемых через маркетплейсы, приближается к 42%. Процент товаров из РФ постоянно растет, хотя и не так быстро, как хотелось бы, — рассказывает эксперт.
Освободившиеся торговые пространства и смена потребительских предпочтений создали уникальные возможности для российских производителей, что и обеспечивает устойчивый рост конкурентоспособности, убеждена руководитель лаборатории креативных индустрий Московской школы управления «Сколково» Лидия Рой.
Впрочем, в некоторых отраслях наблюдается разрыв в качестве в сравнении с зарубежными товарами. Это касается, в частности, сферы высоких технологий, отмечает Алексей Неживой. Речь идет об электронике, компьютерной технике и гаджетах. Процент отечественных товаров этой категории, реализуемых на рынке, растет довольно медленно.
Серьезных убытков маркетплейсов от реализации новой законодательной инициативы не предвидится, поскольку рынок выстроен так, что продажи ведутся эффективно, уверен Алексей Молодых.
— А расширение ассортимента продукции и привлечение аудитории, лояльной к товарам российского производства, потенциально может увеличить средний чек покупок, вслед за чем произойдет рост продаж, — прогнозирует он.
С такой позицией согласен и Алексей Москаленко. Маркетплейсам, в сущности, без разницы, какой именно товар продавать, — они получат свою комиссию как с китайской, так и с российской продукции.
Однако важно учитывать, что инициативой по факту предлагается «сломанная» поисковая выдача, указывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Она способна привести к оттоку клиентов с площадки, если поиск перестанет находить нужные товары по конкретному запросу.
— Более того, такой подход, вероятно, вызовет обратный эффект: если предложения напрямую активно навязываются, это всегда вызывает реакцию отторжения и даже протест. Очевидно, что любовь к конкретному бренду или к отечественным товарам в целом не достигается такими методами, — предупреждает собеседник «Известий».
Предлагаемая Госдумой инициатива может привести к некоторым неудобствам для пользователей, подтверждает Алексей Неживой. Особенно с учетом того, что не для всего ассортимента товаров можно будет оперативно подобрать отечественный аналог.
— Я бы предложил постепенный вариант реализации таких решений — с учетом возможных рисков и перекосов при исполнении. Сегодня на маркетплейсах заняты миллионы человек, и грубое вмешательство в работу платформ может привести к нежелательным последствиям и для рынка труда, и для отрасли, — обращает внимание эксперт.
Альтернативный выход, позволяющий решить проблему без реализации положений законопроекта, — популяризация отечественной продукции с акцентом на культурные ценности страны, убежден Алексей Москаленко. Маркетплейс по своей сути является лишь инструментом, с помощью которого люди могут быстро и легко находить нужное.
— Если пользователи будут заинтересованы в местных товарах, они их найдут. У них в целом должно быть не только представление и понимание о том, чего они хотят, но к тому же и желание выбирать товары российского производства вместо китайского. Если они будут понимать преимущества первых, то не понадобится делать никакие топ-позиции, поскольку граждане будут самостоятельно искать эти товары и складывать к себе в корзину, — резюмирует эксперт.