Владивосток — город, чья повседневность неразрывно связана с морем, международными связями и творческим поиском. Арт-платформа "Порт приписки Владивосток" (12+) уже несколько лет является важным явлением формирования городской идентичности и развития творческого потенциала жителей приморской столицы. Начав с фотопроекта, инициатива переросла в масштабную платформу, объединяющую фотографов, писателей, художников и всех, кто любит город.
Корр. ИА PrimaMedia встретилась с арт-директором платформы Анастасией Теличко и куратором фотопроекта Антоном Новгородовым, чтобы раскрыть секреты того, как через призму фотографического искусства рождается уникальный образ города, как новичкам в фотографии пробиться в профессионалы и каким образом переплетаются исторические корни Владивостока с его сегодняшним обликом.
От центра до окраин: где искать вдохновение во Владивостоке
— Что делает Владивосток уникальным местом для фотографов?
Антон Новгородов: Особенность Владивостока во многом определяется его эклектикой. Здесь сочетаются, казалось бы, несочетаемые элементы. С одной стороны, это современный урбанистический город, с другой — он находится на стыке с дикой природой, что особенно ценят местные и приезжие. Атмосферу создают контрасты городской среды: новейшая точечная застройка соседствует со старинными районами. Немаловажную роль играет и портовая история города, которая отражается в его ритме жизни, поведении людей и формировании локаций, где всё находится в движении.
Ещё хочу отметить азиатские акценты. Для европейцев Владивосток кажется местом с сильным азиатским характером, в то время как для жителей Азии он предстаёт как европейский город. Это правда удивительное смешение культур.
Анастасия Теличко: Я бы охарактеризовала Владивосток как молодой, устремленный город. Здесь много символов и ярких деталей: от исторических артефактов до современных инсталляций, от мозаичных панно до урбанистических элементов. Все эти элементы складываются в единую картину, создавая богатый визуальный образ города.
— А какие фишки и детали Владивостока вы рекомендуете запечатлеть?
Антон Новгородов: Я амбассадор жилых районов и кварталов. Хотя в центре происходит больше событий и собирается больше людей, создавая сюжеты, жизнь города также протекает в районах. Такие места как Тихая, Чуркин и Вторая Речка по-своему живописны и интересны.
Важно фиксировать эти истории повседневной жизни, которые порой оказываются не менее значимыми, чем яркие события на центральных улицах.
Анастасия Теличко: Особое внимание стоит уделить людям, проживающим здесь, потому что Владивосток богат различными сообществами и профессиями, которые формируют его характер. При этом часто в фотографиях преобладаю т места , а людей, особенно работающих в порту или на других производствах, можно увидеть редко.
Во время городских мероприятий и фестивалей, например, гонок на яхтах, важно запечатлеть разнообразие горожан. Это поможет в будущем проследить, как меняется город и его жители.
Антон Новгородов: Как человек, приехавший из другого города, могу отметить, что для местных жителей некоторые особенности Владивостока могут казаться обыденными. Например, присутствие людей в форме, моряков или военных в городской среде. Я когда приехал из Хабаровска, для меня это было очень интересно. Мне кажется, это тоже важно фиксировать.
Важно иногда смотреть на привычные вещи свежим взглядом, как турист или гость города.
— Какие места в городе вы рекомендуете начинающему фотографу для съёмки?
Антон Новгородов: Начать с центральных улиц. Это не противоречит тому, что я говорил ранее — просто в центре происходит больше событий, и люди там более открыты к фотосъёмке. Когда они находятся на мероприятиях или просто хорошо проводят время, с большей охотой открываются.
Из самых удачных локаций могу выделить набережную Спортивной гавани, в особенности пляж "Юбилейный". Это действительно яркое место с множеством деталей: море, движение, огни, причём как днём, так и вечером. Там есть отличные локации — пирсы, баржа со стеклянным фасадом, создающая блики и отражения.
Важно посещать городские события — фестивали, забеги, концерты. Даже если событие повторяется каждый год, оно всегда выглядит по-новому. Начинающим можно сначала освоить съёмку на праздниках, а потом переходить к более сложным сюжетам и локациям.
Я считаю, что главное в любви к фотографии — уметь увидеть красоту в обыденном, заметить то, что другие пропускают.
Анастасия Теличко: Хочу добавить Патрокл в список рекомендуемых мест. Этот район интересен тем, что там быстро развиваются различные сообщества, и жизнь города граничит с Японским морем. А еще после съемки можно сразу отдохнуть.
Антон Новгородов: И у нас много набережных, и жизнь на набережных — Корабельная, Спортивной гавани , Леопардовая. У каждой своя атмосфера и характер. В истории фотографии XX века многие известные стрит-фотографы и документалисты, чьи работы вошли в учебники, часто снимали жизнь городских набережных и пляжей.
Путь фотографа: от первых ошибок к профессиональному взгляду
— Что является самой большой трудностью для начинающих фотографов?
Анастасия Теличко: Множество стереотипов вокруг фотографии. Существует заблуждение, что качество снимков полностью зависит от техники.
Еще часто, когда фотограф начинает зарабатывать на своей работе, он может потерять саму суть фотографии как творческого процесса.
Антон Новгородов: Я думаю, одна из проблем — самоуверенность. Многие сталкиваются с трудностями принятия критики. Здесь важно понимать, что работы могут не нравится другим, и это нормально. Это даже хорошо, потому что дает повод для диалога.
Анастасия Теличко: Первым шагом должно быть четкое понимание — зачем человек фотографирует. Когда этот вопрос проясняется, многие сомнения отпадают сами собой. Кому-то нравится сам процесс поиска и “охоты” за моментом.
Что касается техники — она важна, но должна соответствовать творческим задачам. Сейчас даже обычный телефон способен создавать выставочные работы. Фотография, по сути, это соединение физики и химии, и техническое средство — это лишь инструмент для реализации идей. Интересный пример: Антон показывал серию снимков, сделанных на старый телефон, где даже смазывания считывались как художественный прием.
Важно не то, чем ты снимаешь, а как ты используешь возможности. Технические ограничения могут стать творческой возможностью, если правильно их использовать.
— А какие распространенные ошибки допускают новички в фотографиях, как вы считаете?
Антон Новгородов: Недостаточное внимание к основам композиции. Когда смотришь на работу новичка, сразу видно, что он фокусируется только на главном объекте съемки, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Профессионал же всегда держит в голове всю картину: и главного героя, и окружающую обстановку, и то, что находится за кадром.
Важно понимать, что технический и творческий рост в фотографии — это процесс. В любом искусстве — сначала нужно освоить основы, а уже потом экспериментировать и искать собственный стиль.
— А какие техники или приемы вы бы рекомендовали освоить, чтобы сделать фотографии интереснее?
Антон Новгородов: Многоплановость в кадре. Вместо простой съемки объекта на фоне нейтральной локации, можно стремиться создать многослойную историю. Например, когда человек взаимодействует с окружающей обстановкой, а на заднем плане происходит дополнительное действие — может пролетать птица в эффектной фазе расположения крыльев, жестикуляция других людей или даже развиваться совершенно другой сюжет . Все эти элементы складываются в единый, более глубокий кадр.
Анастасия Теличко: Базовые технические навыки — работа с выдержкой и диафрагмой — это фундамент качественной фотографии. Понимание этих параметров позволяет контролировать как скорость съемки, так и глубину резкости кадра.
Важно стремиться к созданию объемности в кадре. Она достигается за счет грамотного сочетания нескольких факторов: правильной композиции, грамотной работы с выдержкой, корректного использования диафрагмы и многоплановости в построении кадра.
— А какой базовый принцип композиции, который необходимо учитывать при съёмке в городе?
Антон Новгородов: Город — это движение и пространство, где объекты преобладают над человеком. Необходимо избегать ощущения, что город подавляет человека, если, конечно, это не является частью задумки. Можно создавать интересные композиции, где человек взаимодействует с масштабными зданиями, оставаясь при этом главным героем.
В городской среде много возможностей для использования композиционных приемов. Например, архитектурный фрейминг — съемка через арки, окна или другие элементы зданий создает естественные рамки для кадра. Многие фотографы предпочитают симметрию и центральное расположение объекта, но я сторонник правила третей, когда главный объект находится не в центре кадра.
Правило третей является рекомендацией по композиции, в соответствии с которой объект помещается вдоль воображаемых линий, которые делят изображение на трети по горизонтали и вертикали, либо в точках пересечения этих линий. Когда ты нарушаешь правила осознанно — это тоже круто. Но для этого нужно знать, как нарушать.
Анастасия Теличко: Хочу подчеркнуть, что все композиционные и технические приемы в фотографии неслучайны — они направлены на создание определенного эмоционального отклика. В основе лежит работа со светом, ведь фотография — это светопись.
— Как вы относитесь к экспериментам фотографий, как они могут помочь развитию навыков?
Антон Новгородов: Эксперименты — это основа моего творческого пути. Я работал с различными техниками: от классических до экспериментальных, включая съемку на пленку и освоение разных визуальных языков.
Хочу подчеркнуть важный момент: не существует “хорошей” или “плохой” фотографии — есть уместное и неуместное применение. Например, вы пришли делать репортаж и начинаете экспериментировать со смазанными движениями или нестандартной техникой.
Это может быть интересно с точки зрения творческой идеи, но с профессиональной позиции, например, работы в СМИ — это брак.
Контекст использования фотографии имеет решающее значение. Те же иллюстративные фотографии, которые прекрасно работают в коммерции, могут не работать в других сферах. Именно поэтому я не поддерживаю категоричные утверждения о том, "как нужно правильно фотографировать". В фотографии допустимо все: и заваленный горизонт, и смазанные кадры, главное — чтобы это соответствовало контексту и задачам съемки.
— Насколько важно начинающим фотографам изучать работы других мастеров и как это может повлиять на формирование собственного стиля?
Антон Новгородов: Существует два противоположных подхода к этому вопросу. Одни утверждают, что нужно сразу развивать собственный уникальный стиль и не повторять чужие работы. Другие считают, что изучение и повторение работ мастеров — это необходимый этап.
Я придерживаюсь второй позиции, но не настаиваю на ней для других фотографов. Даже если у вас есть изначально талант к фотографии, это не значит, что нельзя учиться на работах других фотографов. Я сам начинал с того, что сознательно повторял понравившиеся мне работы. Конечно, мои копии никогда не были идентичны оригиналам — получался свой вариант. В процессе я понимал, что мне нравится в чужих работах, а что я хотел бы изменить.
Именно через такой процесс подражания и осмысления у меня начал формироваться собственный стиль и художественный вкус.
Анастасия Теличко: Стиль фотографа — это, в некотором смысле, отражение его внутренних ценностей и того, что для него важно. Вполне естественно, что если у вас есть общие точки соприкосновения с другим автором — например, схожие предпочтения в передаче атмосферы, настроения или деталей, ваши стили могут иметь общие черты.
"Порт приписки Владивосток": проект, объединяющий горожан
— Поговорим про проект. Что вдохновило команду на создание проекта "Порт приписки Владивосток"? Какова его миссия?
Анастасия Теличко: "Порт приписки Владивосток" не ограничивается только фотоискусством — мы создаем различные городские события, открываем в пространстве смыслы. Работаем с художниками, писателями и авторами, но фотопроект остается центральным элементом, вокруг которого строится вся деятельность.
Мы показываем символы, настроение города, его особенности, значимые события и людей. Это отражается в риторике — если раньше мы проводили только церемонии награждения фотопроекта, то теперь 2 июля, организуем масштабное городское событие — День Рождения Владивостока.
Антон Новгородов: Для меня проект — это прежде всего история о вовлечении людей в жизнь города здесь и сейчас. Это возможность быть причастным к развитию локальных сообществ. Важно не просто жить на определенной территории, а принимать активное участие в её созидании, создавать обстоятелсьтва вокруг себя.
Анастасия Теличко: Создавать свой Владивосток, мечтать.
Антон Новгородов: Фотография стала простым и понятным входом для людей в процесс рефлексии о городе. Начав с фотопроекта, мы расширили сферу деятельности: теперь это включает в себя литературные чтения, издательские проекты, инсталляции и выставки в разных локациях.
Анастасия Теличко: Мы не стремимся диктовать движение города, а скорее делимся тем, что нам близко и ценно. Показываем любимые места, разделяемые символы, рассказываем о людях, с которыми общаемся. Проект стал платформой для демонстрации того, как мы видим и чувствуем Владивосток, как представляем его в мировом культурном пространстве. Например, мы организовали гастрольный проект во Вьетнаме, где представили наш город.
Основная миссия проекта — создание пространства для диалога о Владивостоке, где каждый может найти что-то свое и стать частью большого городского нарратива.
— Как вы видите связь между историей Владивостока и современностью в контексте фотографии?
Анастасия Теличко: Владивосток имеет богатую историю, связанную с фотоискусством. В прошлом здесь работало множество фотосалонов, а среди жителей было много приезжих, включая японскую общину. Город был международным.
Особого внимания заслуживает фигура Карла Йохана Шульца, который создавал фотолетопись города, включая знаменитый альбом с невестами.
Карл Йохан Шульц — первый документальный фотограф Владивостока. Он родился в Финляндии 12 декабря 1849 года. С финскими переселенцами он приехал на Дальний восток в 1868 году. Через несколько лет открыл фотоателье во Владивостоке.
— Каковы задачи арт-платформы по открытию и сохранению жизнеспособного Владивостока?
Анастасия Теличко: Создание возможностей для знакомства различных городских сообществ. У нас даже есть "Признание", где отмечаем Горожанина, Событие, Территорию и Амбассадора года. Это позволяет нам рефлексировать прошедший год и отражать его ключевые моменты через призму значимых людей, пространств и явлений.
Антон Новгородов: Важным практическим результатом нашей деятельности является ежегодное издание фотоальбома. В этом году будет выпущено 1000 экземпляров, которые дарятся авторам, жюри, партнёрам и рассылаются по Владивостоку, России и всему Миру. Мы отправляем альбомы в другие страны, чтобы позволить людям познакомиться с Владивостоком или вспомнить о нем.
Эти альбомы становятся историей городской жизни, где фиксируются не только работы профессиональных фотографов, но и взгляды горожан и гостей города. Материалы из альбомов продолжают жить в различных форматах: часть работ передается в фонды, другие пересобираются в новые выставки .
— А как участие в фотопроекте влияет на участников и их взаимодействие с городом?
Антон Новгородов: Участие в проекте дает участникам мощный стимул для более внимательного изучения города. Поскольку конкурс проводится на регулярной основе, у фотографов появляется возможность систематически наблюдать за изменениями в городе и создавать качественные работы для участия в следующих сезонах.
Личный опыт участия в проекте показывает, что ценность заключается не только в возможности получить в подарок альбом или признание, но и в создании сообщества единомышленников. Участники имеют возможность общаться, обмениваться идеями и мнениями о фотографиях. Многие знакомства, начавшиеся в рамках проекта, переросли в долгосрочные творческие связи.
Анастасия Теличко: Важную роль в развитии участников играют сами номинации конкурса. Мы намеренно отходим от классических фотографических категорий в пользу более концептуальных тем, которые помогают открыть новые ракурсы восприятия .
Например, в текущем году представлены такие номинации как "Весна", "Ритмы улиц", "Горожане", "Места силы", "Сады. Парки. Скверы", "Пляжи", "Очкуры" . Такой подход помогает участникам увидеть город под новым углом, обратить внимание на те аспекты городской жизни, которые могли оставаться незамеченными. Фотографируйте, чтобы создавать архив городских историй, рассказанных через призму авторского видения.
— Как вы работаете над развитием визуального вкуса среди участников и зрителей проекта?
Антон Новгородов: Мы организуем различные просветительские проекты, большую часть которых составляют бесплатные лекции и мастер-классы. Летом на территории центра "Молодежь Приморья" проходила двухмесячная мастерская, где основное внимание уделялось не столько техническим аспектам, сколько развитию визуального восприятия города.
На занятиях мы разбирали различные подходы к созданию образов: от работы с метафорами до освоения разных стилей и экспериментальных техник. Важно научить участников не просто создавать стандартные красивые кадры, а видеть и передавать уникальные особенности городской среды.
В рамках практических занятий мы организовали выездные сессии в различные районы города. Например, на Змеинку, где чились создавать социальные пейзажи — работы, отражающие реальную жизнь района и взаимодействие людей в нем со всеми её особенностями, включая строительные площадки и не всегда ухоженные территории.
Кроме того, мы проводим открытые мастер-классы и лекции по различным направлениям: уличная фотография, репортажная съемка, философия фотографии.
— Как проект "Порт приписки Владивосток" способствует созданию сообщества людей, которые ценят свой город?
Анастасия Теличко: Через номинацию "Признание" мы отмечаем выдающихся горожан, чьи достижения меняют облик Владивостока. Среди них — Александр Городний, основатель музея современного искусства "Артэтаж", краевед Нелли Григорьевна Мизь, внесшая огромный вклад в исследования Приморского края и предприниматель, способствовавший восстановлению Триумфальной арки, Александр Ермолаев.
Эти примеры показывают, что масштабные изменения в городе создаются конкретными людьми и понятными действиями, усилиями
— Какие новые проекты или идеи планируются в рамках арт-платформы, чтобы продолжать развивать?
Антон Новгородов: В ближайших планах хотим также организовывать образовательные и просветительские проекты. Мы продолжим развивать различные форматы взаимодействия с жителями города, особенно в направлении визуального восприятия пространства. Особое внимание будет уделено продвижению работ владивостокских авторов за пределами города.
Анастасия Теличко: Мы продолжим развивать выставочную деятельность, открывая новые городские пространства для наших проектов. Важным элементом останется выпуск ежегодного фотоальбома, который выступает своеобразным фотоальманахом города, объединяющим тексты, имена, признания и фотографии.
А главным акцентом продолжает быть Церемония (12+) фотопроекта в День рождения Владивостока 2 июля, которая уже несколько лет подряд становится не только праздником для участников фотоконкурса, но и общегородским радостным Событием. Оно завершает сезон фотопроекта и отмечает наступление Нового года жизни Владивостока. Презентуются фотоальбомы, анонсируются Горожанин, Событие, Территория, Амбассадор 2024 года, держат слово организаторы и партнёры арт-платформы, создаётся добрая и радостная, музыкальная атмосфера.
В этом сезоне День рождения Владивостока с арт-платформой “Порт приписки Владивосток” состоится 2 июля (среда) в 18 часов у Парадного входа Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского.