Цветочный код летней Москвы на фестивале «Сады и цветы»

1 день назад 1

Цветочный код летней Москвы на фестивале «Сады и цветы»

Пресс-служба Департамента торговли и услуг города Москвы

О подборе растений рассказали кураторы фестиваля.

У памятника Александру Пушкину выросли 10-метровые кипарисы, создающие иллюзию южного курорта и напоминающие о путешествиях поэта. В сквере у Московского Художественного театра имени А.П. Чехова расцвел вишневый сад — трогательная отсылка к легендарной пьесе и одновременно московская версия японской традиции любования цветущей сакурой. Пальмы, олеандры, глицинии — город в средней полосе России летом соперничает с экзотическими курортами. Зачем мегаполису эта зеленая роскошь и какие смыслы прячутся за цветами — исследуем фестиваль «Сады и цветы».

От тюльпановой лихорадки до городского праздника

В центре Москвы появились фантазийные выставочные сады, арт-объекты, идеальные для фото, водные оазисы с фонтанами — места, где можно отдохнуть. От фестиваля «Цветочный джем», полюбившегося москвичам, город перешел к фестивалю «Сады и цветы». Эволюция проявляется в расширении границ и масштабов, многообразии форматов.

Идея цветочных фестивалей не нова — их предшественниками были европейские ярмарки, приуроченные к церковным праздникам. В Османской империи с размахом отмечали цветение тюльпанов, а голландские купцы позже превратили их в предмет торговли по всему миру и сделали визитной карточкой Нидерландов. Московский цветочный фестиваль становится разговором города с жителями, приглашение к отдыху, созерцанию — все свободно, бесплатно и доступно. Авторы садов — ведущие российские ландшафтные дизайнеры и архитекторы.

Масштаб: город в зелени

Фестиваль охватывает десятки площадок — от центральных скверов до неожиданных уголков Москвы, куда раньше нечасто заходили во время прогулок. А теперь — заходят! Это городской лаунж: можно заблудиться в лабиринте из живых изгородей, посидеть у воды с книгой или найти идеальный ракурс для фото среди гигантских цветочных инсталляций. Чем «Сады и цветы» не похожи на другие фестивали?

Долгоиграющая красота. В отличие от временных выставок фестивальные сады Москвы живут все лето, меняясь вместе с природой. Это дается большим трудом: деревья и цветы поливают под корень, чтобы не повредить лепестки и листья, удобряют и укрывают в случае холодов.

Не только смотреть, но и отдыхать. Здесь нет музейной строгости: можно лежать на траве, пить кофе, нельзя только срывать и портить цветы.

Пресс-служба Департамента торговли и услуг города Москвы

Белый сад: легкость, чистота и березовый серпантин

У каждого сада есть автор, смыслы и философия. Например, у Центрального универсального магазина (ЦУМ) «вырос» березовый сад. «Подбор растений был основан именно на светлых тонах, на легкости и воздушности, чтобы передать этот нежный флер через цветы и деревья», — объясняет Ольга Грибова, ландшафтный куратор фестиваля. Она много лет создает композиции в городе, начиная с «Цветочного джема», и признается, что работа над этим садом была особенно волнительной.

Площадь изначально была абсолютно плоской, и чтобы создать нужный эффект, команде пришлось проявить изобретательность. «Ставили растения в кашпо под углом, чтобы придать объем площадке, чтобы появились холмы. И вот ты проходишь между этих дорожек — и ощущение, что идешь не по площади, а по какому-то лесному массиву», — рассказывает Ольга Грибова.

Главный акцент — березовая роща, где белые стволы деревьев перекликаются с белыми гортензиями. «Линия посадки березы и линия белых цветов проходит через все холмы, будто серпантином огибая каждый холм, от начала до конца. Мы эту линию читаем взглядом на протяжении всего пути по саду», — говорит Ольга Грибова. По ее словам, пик цветения наступит в конце июня — начале июля, когда сад станет именно таким, каким его задумывали, — ослепительно-белым.

Лубянка: лес посреди площади

Если у ЦУМа — изящество и воздушность, то на Лубянке — лесной массив. «В этом году мы установим здесь около 300 деревьев, — делится планами Ольга Грибова. — Акцент на сосну обыкновенную — это наше российское дерево. И переходим на смешанный лес, где есть клены и рябины».

Особенность этой площадки — водная тема, обыгранная необычным способом: вместо настоящей воды — плитка, напоминающая водную поверхность, и стилизованные яхты, которые будут просматриваться со всех точек среди деревьев.

«В прошлом году нам дали всего 50 деревьев, а сейчас организаторы поняли, что нужно пойти по пути создания ландшафта, где главное звено — посадки из деревьев», — рассказывает Ольга Грибова о том, как фестиваль растет.

Дизайнер убеждена, что такие проекты кардинально меняют городскую среду: «Моя сестра проходила мимо уже готовых садов после дождя и сказала: “Ты чувствуешь аромат природы!”» Фестиваль действительно меняет не только пейзаж, но и поведение горожан. «Сейчас мы стоим на Лубянской площади, солнце печет, кругом машины, шум… А когда здесь вырастет лес, я уверена, народу будет в разы больше, — заключает Ольга Грибова. — Люди потянутся сюда».

Цветочная опера в жанре гротеска

«Фестивальные сады должны быть гротескными», — убеждена Елена Горская, куратор фестиваля. Они должны непрерывно цвести, быть наполнены интересными формами, удивлять.

Цветение как музыкальная фраза — такая идея была у создателей сада у Большого театра. «Концепция родилась из самой архитектуры этого места, — объясняет Елена Горская. — Существующие клумбы и фонтаны образуют своеобразный амфитеатр. Нам хотелось создать ощущение, будто растения — это огромный оркестр, а их цветение — прекрасная симфония».

Пресс-служба Департамента торговли и услуг города Москвы

«Каждый вид растений мы подбирали, как ноты в партитуре. Короткое, но яркое цветение сирени и яблонь — это мощный музыкальный аккорд. А розы, цветущие все лето, — плавная мелодия, которая поддерживает общее настроение. Шалфей, котовник и злаки создают мягкий фон, как струнные инструменты в оркестре», — описывает замысел Елена Горская.

Особое внимание уделили ритму. «Эмоции от цветения действительно можно сравнить с восприятием музыки. Когда мы распределяем растения так, чтобы они зацветали в разное время — сначала бело-розовая гамма, потом — оранжевые и синие акценты, сад начинает звучать по-новому каждый день», — отмечает дизайнер.

Архитектурный дуэт: диалог природы и камня

Создавая сад у такого монументального здания, команда столкнулась с непростой задачей. «Наш сад должен не конкурировать с Большим театром, архитектурной доминантой, а подчеркивать его величие. Для этого мы привезли взрослые грабы — эти деревья редко встречаются в московских посадках», — рассказывает Елена Горская.

Розы стали особым элементом дизайна: их нарядность как нельзя лучше соответствует статусу места. Лавровишни тоже подчеркнут архитектуру в четких топиарных стриженных формах.

Весенние капризы: репетиции перед премьерой

Нынешняя непредсказуемая весна стала серьезным испытанием для команды. Зеленые «музыканты» — растения — оказались капризными солистами. Индийская сирень и жасмин азиатский очень теплолюбивы. «Пришлось ухаживать за ними, буквально как за заболевшими детьми: подгонять вышки и укрывать растения, постоянно контролировать их состояние», — вспоминает Елена Горская. Но к главному празднику — 80-летию Победы — сад был смонтирован и цвел. Премьера состоялась!

У Российской государственной библиотеки в этом году сказочный лес с ливанскими кедрами, кленами дланевидными, падубом Максимовича, горными соснами и рододендронами. Но звезда этого сада — глициния китайская. «Погодные условия добавили нам трудностей. При монтаже такого южного растения, как глициния, пошел снег. Мы очень переживали, что нежные молодые листочки обмерзнут, но они выдержали, — с гордостью рассказывает Наталия Шушлебина, куратор этого сада. — Восемь деревьев установлены на специальных постаментах. Это очень красивое растение, которое неожиданно дало нам повторное цветение».

Легкие, воздушные зоны отдыха, но за московскими фестивальными садами — большой труд профессионалов. На вопрос о самых сложных аспектах работы Наталия Шушлебина отвечает: «Мы еще монтируемся, и пока я без сил. Даже не могу вам ответить. Наверное, ночные монтажи, переживания, понимание, что это ответственная и важная площадка, и стремление сделать ее максимально красивой».

Сады зимой?

Многих интересует судьба деревьев и многолетних растений. После фестиваля их посадят в парках и скверах Москвы, но не все — планируется, что в этом году сады впервые выйдут за рамки теплого сезона и станут частью новогодних украшений. «Зимние сады с березами, елками и терном, пихты с новогодними шарами — все это создает праздничное настроение, — говорит Елена Горская. — Вероятнее всего, так будет и этой зимой. И может быть, березки станут частью новогоднего праздника».

Не бежать

«Когда мы смонтировали сад, у нас появились птицы, полетели шмели — это что-то необыкновенное, — с теплотой рассказывает Ольга Грибова. — На таком маленьком кусочке площадки с появлением деревьев и цветов зарождается жизнь. Когда мы работали в ночную смену, слышали, как в четыре утра уже начинали петь птицы — прямо как в деревне!» А Елена Горская добавляет: «Я познакомилась с женщиной, которая приезжает в Москву ради фестиваля: три года назад она была в командировке, увидела эти сады — и теперь это стало ее традицией».

Фестиваль не просто украшает Москву — он меняет ее ритм, появляются места, где хочется замедлиться. Это попытка вернуть легкость городской жизни, и, судя по тому, как фестивальные сады притягивают людей, идея воплотилась.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы

Прочитайте статью целиком