О развитии гражданского парка беспилотных авиационных систем, и о роли водорода в развитии экономики корреспонденту «АиФ» рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Будущее — за беспилотной авиацией
Юлия Кремнева, aif.ru: — Валерий Игоревич, что вы ждёте от ПМЭФ — 2025, какие ключевые мероприятия вы считаете самыми важными для решения вопросов Сахалинской области?
Валерий Лимаренко: — Мы готовились к этому мероприятию год, заканчивается форум, начинается подготовка к новому. Мы, конечно, работаем по основным направлениям на будущее.
Уже провели мероприятия по обсуждению темы шельфовых проектов с уважаемым Алексеем Борисовичем Миллером. Нам важно всё, что касается переработки углеводородов, и подготовки специалистов для отрасли. Сейчас организуем работу по сервисам для проекта Сахалин 2, и построили для этих целей технопарк. Это всё принципиально важно для нас, и мы работаем в этом направлении.
Еще одно важное направление — это работа по беспилотным авиационным системам. Только что прошла дискуссия Дмитрия Пескова, где обозначили точку нулевого отсчёта для развития беспилотников — это появление заказчиков на рынке беспилотных устройств. Например: мы не горим, потому что мы видим все лесные пожары, и мы их тушим в течении одних суток. Мы не тонем, потому что мы следим за руслами рек, поэтому у нас вода не попадает в жилища, это и есть работа беспилотной авиации.
— Получается, что гражданское направление сегодня разрабатывает именно Сахалин?
— Совершенно правильно! У нас появился первый дронопорт в РФ, который фактически потом будет развивать остальные дронопорты. Восемь дронопортов нам нужно построить для того, чтобы перекрыть все потребности острова. Такую задачу мы поставили. Мы создали беспилотную авиакомпанию «Аврора БАС» на базе Дальневосточной авиакомпании «Аврора», и мы сейчас будем развивать это направление во всех регионах, где представлена «Аврора». Во главе всей этой работы стоит полпред Президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Петрович Трутнев, который нацеливает нас, чтобы мы применяли беспилотную авиацию в интересах народного хозяйства. После Восточного экономического форума на Сахалине в виде выездной площадки будет мероприятие на Сахалине. Это будет форум беспилотной авиации, мы делаем его с вместе с Росконгрессом. И там мы сможем показать, как работает беспилотная авиация в народном хозяйстве.
Сахалин — центр логистики АТР
— Авиакомпания «Аврора» была выбрана не случайно, она базируется на острове, где сегодня требуется развитие логистики и транспортной инфраструктуры. К тому же, Сахалин — одна из ключевых баз, для перегрузки судов Северного морского пути.
— Мы в самом центре логистики АТР, и сейчас мы модернизируем наш порт Корсаков. Он будет глубоководным буквально через пару лет. Мы фактически стоим на столбовой дороге Севморпути. И конечно же все транзитные грузы Азматско-Тихоокеанского региона будут у нас. Логистический бизнес будет вторым после нефти и газа. «Аврора» и её дочерние общества разбросаны по всему Дальнему Востоку, и конечно, это позволяет компании занять особую роль в логистике региона.
— Мы с командой АФК «Система, это команда Владимира Петровича Евтушенкова, подпишем большое соглашения по ряду направлений. Это беспилотная авиация, водородные технологии. Важно, что водородная технология позволяет находится беспилотнику в воздухе много часов. Это энергоёмкое топливо, которое практически в 2-3 раза повышает перелёты по сравнению с аккумуляторной техникой.
— Это, можно сказать, будущее энергетики, в том числе?
— Да, это развитие энергетики, поэтому у нас уже есть водородный полигон, и поэтому нас министерство промышленности РФ определило как водородный кластер. Мы сейчас с другими участниками рынка занимаемся водородными технологиями и в будущем будем производить водород для АТР
Сахалин — мечта туриста
— Сахалин довольно активно развивается в туристической сфере, к вам на строительство отелей заходят в том числе иностранные инвесторы, например Корея, которой в нашу тур сферу несмотря на политику, интересно вкладываться. К тому же активно развивается и медицинский туризм на Сахалине. В чем секрет успеха?
— Никакого секрета нет. Просто у нас инвестиционнопривлекательный регион во всех отношениях. Во-первых, мы «ухаживаем» за инвестором, любую задачу для инвесторарешаем мгновенно. Во-вторых, у нас «Горный воздух» — горнолыжный курорт, сейчас мы увеличиваем трассы горнолыжного курорта практически вдвое. Мы при поддержке Ростуризма и Монтера групп строим «Деревню айнов» на 2600 номеров, в горах. Это прекрасная природа, это комфорт, это — лакшери. И конечно же у нас есть и грязи, и воды, а наша медицина считается одной из самых доступных в РФ. Это показало АСИ при подведении итогов 2024 года, и доложили об этом президенту. Всё это вместе усиливает наши позиции в качестве туристического кластера.
— 18 августа, перед юбилейным ВЭФом, будет открываться музейный комплекс на Шумшу. Это особенно значимое событие в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и 80-летия окончания Второй мировой. Расскажите об этом проекте.
— Шумшу — необитаемый остров. Там никто не живёт. Но там стоял японский гарнизон, который победили наши воины в результате десантной операции 18 августа 1945 года, и это событие, которое привело к окончанию Второй мировой войны. Президент нам поручил на этом необитаемом острове установить мемориал. Совместно с Министерством культуры, и с Министерством развития Дальнего Востока и Арктики под руководством Юрия Петровича Трутнева проводим все мероприятия, чтобы там появился мемориал. Сейчас на Шумшу работают военные. Они разминируют остров, поставили лагерь МЧС. Буквально сейчас происходит высадка десанта ребят, которые занимаются поисковыми операциями,чтобы захоронить останки наших воинов. 18 августа мы организуем там спортивные мероприятия, будет полоса препятствий боевая, военная, чтобы максимально приблизить к тем событиям. Покажем реконструкцию десантной операции, и концерт для военных, первых туристов. Это большая серьезная работа. Это наша память в честь 80-летия Великой Победы и 80-летия окончания Второй мировой войны.