Ученые из Великобритании и США обнаружили, что дети от четырех до шести лет и взрослые шимпанзе проявляют особый интерес к социальным взаимодействиям. И те, и другие дольше смотрели на видеоролики с двумя персонажами, а маленькие дети и самцы шимпанзе были даже готовы отказаться от вознаграждения, чтобы понаблюдать за социальным взаимодействием. Результаты экспериментов опубликованы в журнале Proceedings of The Royal Society B.
Любопытство по отношению к другим особям и к социальной среде в целом позволяет животным получать важную для выживания информацию: кто склонен к сотрудничеству, а кто опасен, кто станет хорошим партнером, а от кого стоит держаться подальше, кто доминирует, а кто подчиняется. Скорее всего, именно поэтому даже новорожденные дети обращают внимание на человеческие лица, а шимпанзе и бонобо — на лица своих сородичей. Однако интерес людей и нечеловеческих приматов к социальным взаимодействиям мало изучен.
Лора Симоне Льюис (Laura Simone Lewis) из Калифорнийского университета и ее коллеги из университетов Великобритании и США провели три сравнительных эксперимента, в которых оценивали, проявляют ли взрослые шимпанзе и маленькие дети особый интерес к социальным взаимодействиям между третьими лицами. В первом эксперименте участвовало 27 взрослых шимпанзе от 17 до 40 лет и 30 детей от 4 до 6 лет. Испытуемых приглашали в комнату или вольер, где на двух столах стояло по деревянному ящику, внутри которых были планшеты, транслирующие видеоролик — социальный или несоциальный. На социальном видео изображалось взаимодействие двух героев — шимпанзе или людей. А для получения несоциального видео ученые просто обрезали другое социальное — так, чтобы в кадр попадал лишь один участник.
Шимпанзе одинаково часто открывали оба ящика, однако тратили значительно больше времени на просмотр социальных роликов — 6,97 секунды против 4,19 из 60 секунд испытания. Дети тоже проявляли к видео с социальными взаимодействиями больший интерес и смотрели их в среднем 13,97 секунды из 30 секунд испытания — против 10,34 секунды для несоциальных роликов. Кроме того, дети чаще открывали ящик с социальным видео.
Во втором эксперименте ученые предложили детям (32 новых участника) и шимпанзе выбирать между вознаграждением в одном ящике и социальным видео — в другом, либо же между вознаграждением и несоциальным видео или, в случае шимпанзе, отсутствием видео. Для шимпанзе наградой были семена джекфрута, а для детей — шарики. В этих испытаниях маленькие дети и самцы шимпанзе реже подходили к ящику с наградой, если во втором ящике показывали социальное видео. Дети постарше, напротив, дольше смотрели несоциальные видео, и предпочитали их шарикам. А самки шимпанзе больше времени проводили у планшетов, которые ничего не показывали, а социальному видео предпочитали угощение. Таким образом, некоторые испытуемые ценили социальные видеоролики выше, чем прямое вознаграждение.
Третий эксперимент проверял, есть ли детям (32 новых участника) и шимпанзе разница, дружат персонажи на экране или конфликтуют. Оказалось, что более старшие мальчики чаще интересуются негативными взаимодействиями, а младшие — позитивными. Девочки же предпочитали наблюдать за позитивными взаимодействиями независимо от возраста. Шимпанзе подобных предпочтений не проявляли.
Авторы пришли к выводу, что и человеческие дети, и шимпанзе, считают социальную информацию полезной и проявляют к ней любопытство. Это любопытство, вероятно, является адаптивным, и возникло на ранних этапах онтогенеза человека.
Ранее ученые обнаружили, что дети уже в одиннадцать месяцев понимают, как работают социальные правила, — и удивляются, когда герои мультика их не соблюдают.