В мировой прокат вышла близкая к оригиналу игровая версия нашего любимого мультфильма «Как приручить дракона». Зачем нужно еще одно кино (уже игровое) о дружбе мальчика-викинга и дракона? Рассказывает Елена Смолина.
Елена Смолина
Кинокритик, сценаристка
Где-то к середине новой версии «Как приручить дракона» застенчивый сын вождя викингов Иккинг отправляется в тренировочный полет вместе со своим новым, непредсказуемым, как кот, и таким же невозможно милым драконом из семейства черных фурий — Беззубиком (по словам создателей, образ Беззубика — это микс 75% черной пантеры и 25% саламандры). В начале картины Беззубик в битве потерял часть хвоста, но Иккинг сконструировал для него протез и разработал систему управления. И вот, вдев ноги в стремена и поминутно сверяясь с инструкцией, мальчик летит на драконе, а драконов его всю жизнь учили ненавидеть. Полет над утесами и обрывами (фильм снимали в Северной Ирландии) из просто невероятно страшного быстро становится неуправляемым, пока Иккинг не выкидывает в пропасть свою инструкцию, и они с Беззубиком, чувствуя и понимая друг друга, как могут понимать друг друга только вчерашний ребенок и его любимый зверь, выходят из смертельно опасного пике.
Эта сцена практически покадрово воссоздает аналогичную из оригинального анимационного фильма Дина ДеБлуа и Криса Сандерса, но она же и отвечает на неизменно звучащий вопрос, зачем этой истории нужен был игровой ремейк. Это иммерсивный, впечатляющий визуально, еще более эмоциональный и динамичный, чем раньше, фильм, бережно созданный авторами оригинала. Почему бы этому фильму не существовать? Он не переосмысляет отлично выдержавший проверку временем первоисточник, но усложняет психологию героев, кое-что добавляет к мифологии вокруг острова Олух и дает возможность с неожиданной стороны проявить себя актерам.
Узнав о том, что студия Universal планирует игровой ремейк, Дин ДеБлуа, до этого никогда не снимавший игрового кино, первым делом сказал: «Я бы не хотел видеть чью-то еще версию этой истории» — и убедил студию в том, что лучше других понимает, где бьется сердце «Дракона». Оно в душевной способности сблизиться с чужаком, остановить многолетний круговорот мести и протянуть рычащему противнику руку, в которой не будет зажат ни кинжал, ни топорик. И еще оно в отношениях отца и сына, в которых высокие ожидания и разочарованность в собственном ребенке смешаны с горячей, тревожной родительской любовью и детским неутолимым желанием отцовского одобрения. Отношения между правящим островом вождем викингов Стоиком, страстно и не схематично сыгранным Джерардом Батлером (он же озвучивал эту роль в мультфильме) и недостаточно, с точки зрения отца, воинственным Иккингом (Мэйсон Темз) разрушаются и, разбившись, складываются заново; место разочарования в них занимает (не без помощи Беззубика) заслуженная гордость. Это лучшая за долгие годы роль Батлера, которому невероятно идет и сказочный, делающий его похожим на могучий дуб из заколдованного леса, грим, и вполне шекспировская эмоциональная амплитуда — от королевского гнева к уязвимости безусловной родительской нежности.
Это ремейк, снятый не ради того, чтобы найти более адекватное современности изложение истории (хотя в сети уже бурчали по поводу выбора актрисы Нико Паркер на роль Астрид — решение, в фильме убедительно объясненное тем, что на Олухе теперь живут воины со всех концов света, а не столько белокожие викинги), но тем не менее звучит он сегодня крайне своевременно. Когда Астрид спрашивает Иккинга, почему в самом начале он не атаковал сбитого, раненого, скалящегося Беззубика, тот отвечает: «Потому что я увидел, что ему так же страшно, как и мне». Хотя бы ради надежды, которую дает этот ответ, история «Как приручить дракона» стоила того, чтобы быть рассказанной вновь.