Названа 1 причина взлета цен на платные парковки во Владивостоке

4 часов назад 2

Власти отмечают, что транспортная обстановка улучшилась за последнее время в городе

После резкого повышения стоимости платных парковок во Владивостоке у жителей возникло много вопросов к формированию тарифов и к распределению средств, львиная доля которых по концессионному соглашению перечисляется в ООО "Цифровое Приморье". В администрации города объяснили, как формировался новый тариф, что стало причиной повышения стоимости и какие изменения произошли в столице после внедрения сервиса, сообщает ИА PrimaMedia. В то же время "Цифровое Приморье" пока оставила запрос редакции без ответа.

Почему повысили тариф?

В мэрии подчеркнули, что повышение тарифа на платные парковки почти в два раза, вступившее в силу со 2 июня, было обусловлено сразу несколькими факторами.

Во-первых, сам тариф не пересматривался с 2022 года, хотя возможность его индексации имелась.

Во-вторых, начальный размер платы был приведён в соответствие с утверждёнными распоряжением Минтранса России от 07.09.2023 № АК-188-Р методическими рекомендациями. По этой федеральной методике тарифная политика должа быть направлена на поддержание заполняемости парковки на уровне от 70% до 85%. Выход показателя за границы рекомендуемого интервала свидетельствует о потребности в корректировке размера платы.

В ходе мониторинга заполняемости парковок по территориальным зонам МКУ "Центр организации дорожного движения" выяснило, что парковки с наиболее высоким уровнем заполняемости (от 90% до 100%) расположены в центральной части города, на таких улицах, как: Светланская, Адмирала Фокина, Мордовцева, Фонтанная, Семеновская, Пологая, Уткинская, 1-я Морская. В связи с этим и была изменена тарификация часа.

В администрации города пояснили, что в основу расчета нового тарифа на платные парковки также легли величина среднедушевого дохода населения в Приморском крае и действующий тариф на проезд в общественном транспорте (в частности, на автобусе). 

Стало ли лучше?

Пресс-служба администрации Владивостока

Ушедшие в небытие терминалы оплаты "Цифрового Приморья". Фото: Пресс-служба администрации Владивостока

При этом власти заметили положительные изменения в транспортной политике города после введения системы платных парковок. Так, например, по их наблюдениям, сократилось общее количество авто на дорогах, и интенсивность пробок снизилась.

"Транспортная обстановка в городе Владивостоке на сегодняшний день улучшилась. Заранее возможно планировать маршруты и время парковки хоть и платно, что сокращает общее количество автомобилей на дорогах и снижает пробки. Более того сокращается время прибытия экстренных служб, так как отсутствуют хаотично припаркованные машины и позволяет бригадам скорой помощи и пожарным расчётам быстрее приезжать на вызовы", — сообщили в администрации города.

По мнению специалистов управления дорог, а также МКУ "Центр организации дорожного движения", удалось частично решить вопрос по освобождению мест для краткосрочной стоянки на несколько часов. Также парковка стала упорядоченной.

Мнение властей по поводу повышения тарифов понятно. Но совпадает ли оно с тем, что думают и ощущают на себе жители города? Чтобы разобраться, как горожане восприняли изменения, корреспондент ИА PrimaMedia отправился на улицы Владивостока. Он пообщался с автомобилистами, которые теперь вынуждены платить больше, и выяснил, насколько ощутимо новые расценки ударили по их кошельку, а также как это повлияло на их отношение к транспортной политике города.

Так, горожане отмечают, что тарифы на парковку заметно выросли, тогда как уровень заработной платы остался прежним. Особенно остро ситуацию ощущают те, кто ежедневно работает в центре столицы — оплачивать парковку на целый рабочий день, по их словам, оказывается просто невыгодно. А большинство машин с центральных улиц переместились во дворы, осложнив там и так непростую ситуацию. В том числе, с проездом спецмашин различных служб. 

Сколько это приносит в бюджет?

Известно, что платные парковки приносят городу часть дохода. Правда, совсем небольшую.

Так, согласно пункту 9.1.2 Постановления администрации города Владивостока от 09.03.2021 N 787 "О заключении концессионного соглашения в отношении объекта, представляющего собой информационную систему "Информационная система "Цифровое Приморье" (в том числе, в свежей редакции), в бюджет должны поступать платежи в размере 15% от суммы доходов концессионера, полученных от использования на территории Владивостока сервиса управления платным парковочным пространством. 

Однако в мэрии на запрос редакции сообщили только то, что в бюджет поступают средства от неуплаты за размещение транспортных средств на платных парковках общего пользования.

"Денежные средства в бюджет города Владивостока поступают за неисполнение установленной муниципальным нормативным правовым актом обязанности по внесению платы за размещение транспортного средства на платной парковке общего пользования", — отметили в администрации.

По состоянию на 1 июня 2025 года, с момента запуска системы 14 ноября 2022 года, в городской бюджет поступило 177 974 626,29 рубля (242 тысячи в 2022 году, 44 млн в 2023-м, 92 млн в 2024 и 41,6 млн за 5 месяцев 2025-го).

ИА PrimaMedia направило уточняющий запрос по поводу средств, поступивших в бюджет в рамках концессионного соглашения.

Отметим, что оператор платных парковок — ООО "Цифровое Приморье" — на момент публикации не ответил на запрос редакции. В частности, чем объясняется рост тарифа, сколько средств было собрано по этой статье, какие другие услуги оказывает компания городу и краю, и получает ли за них средства из бюджета, и другие.

Пока что получается, что бюджет города по направлению платных парковок наполняют только нарушители. Понятно, что это не так. Например, благодаря прошлогоднему заседанию регионального комитета ЗСПК, куда депутаты пригласили представителей мэрии и "Цифрового Приморья", есть данные на октябрь 2024 года. Тогда сообщалось, что за два неполных года в бюджет города поступило в общей сложности около 10,5 млн рублей по концессии: за 2022 год — 0,00 рублей; за 2023 год — 5,6 млн рублей; за шесть месяцев 2024 года — 4,9 млн рублей. Данные любопытны тем, что тех же штрафов в 2023 году собрано на 44 млн — то есть в восемь раз больше, чем от самой платы. Что касается "Цифрового Приморья", то компания за период 2022 год — первое полугодие 2024 года собрала 87,3 млн рублей. 

Интересно, что при запуске платных парковок жителям Владивостока указывали на удачный опыт Москвы. Надо сказать, что даже сами представители московского правительства признают — их опыт тяжело масштабировать регионам. Скажем так, в силу разных причин. Не только разницей бюджетов. Что касается платных парковок, московский опыт предлагает не только кнут, но и пряник в виде отлично организованной системы общественного транспорта.

Первый заместитель руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, председатель столичного Комитета по туризму Евгений Козлов, недавно побывавший в дальневосточное столице, привел их сервис платных парковок, как пример институционального, государственного подхода к решению задач. Один из основных принципов — полная прозрачность и неотвратимость наказания. По его словам, нарушитель в 99.9% случаев заплатит штраф. Но есть и другой основной принцип удобство и лояльность к пользователям. Так, тем же нарушителям дается день для оплаты парковки, чтобы не нарваться на штраф. Во Владивостоке же, к сожалению, такой опции нет. Но неотвратимость наказания и столичный ценник, конечно, присутствует.

Прочитайте статью целиком